ПОЛОЦКИЕ АМБИЦИИ
Сергей Шидловский
Друзья познаются в счастье. Было легко любить Полоцк серых покосившихся заборов, чудеса которого открывались лишь избранным. Сейчас Полоцк, не обделенный вниманием власти и бизнеса, Полоцк после “евроремонта”, Полоцк с дворцами-рынками и восстанавливаемыми церквями оставляет у старых кривицких патриотов двойственное впечатление. Интеллигенции оказалось тяжело конкурировать в любви к городу с властью. Точно также, как и писать ему стихотворные посвящения, — сегодня с большим моральным правом этим занимается сам полоцкий мэр-созидатель Владимир Точило.
Есть искушение, в соответствии с немецкой культурологической традицией, на примере сегодняшнего Полоцка духовную культуру противопоставить материальной цивилизации, сборники поэзии Таварыства Вольных Лiтаратараў и “Полоцкой ветви” – тротуарам, вымощенным плиткой накануне Дожинок. Но плитка, фонари и газоны создают настолько тесный симбиоз с отечественной городской поэзией, что разделить их на современном этапе не представляется возможным.
Многочисленные полоцкие празднества последних лет не прошли даром. Бывшие сельчане приобретают вкус к городской жизни. Бабушки новой формации вопреки своей клептоманской склонности выкапывать тюльпаны из городских клумб начали привозить рассаду цветов с собственных дач и высаживать её в городских дворах. Это не идиллия, это современный Полоцк, в подъездах “хрущовок” которого можно встретить сегодня кружевные занавески и репродукции картин.
В город возвратилось то, благодаря чему он изначально процветал, — амбиции и деньги. Улицами в исторических районах города овладели новые особняки, частные владения за высокими оградами. В город вернулись хозяева.
Полоцкая древность в моде. Однако она востребована пока в виде абстрактных представлений о прошлом, им не хватает исторической достоверности. Видится явной недоработкой краеведов в том, что открываются магазины и рестораны с псевдоисторическими названиями типа “Замковый”, или “Монастырский погребок” (кстати, готовят в этом ресторане отменно).
Статус Полоцка изменялся не однажды, но амбиции полочан никогда не знали обесценивания. Полоцк похож на звезду, которая сгорела миллион лет тому назад, но светит до сих пор, – “сгорели” политические основы полоцкого величия, но осталось что-то нематериальное и существенное – свет работы духа.
***
Полоцк – это рынки, церкви, университет, промзона. В таком порядке. Город с купеческими амбициями.
Много денег – много житейских сомнений. Отсюда церкви. Торговцы с разнообразных рынков не хотят, чтобы их дети стояли в роллетах, отсюда университет. В свою очередь промзона – как поплавки безопасности на бортах старого челна – полоцкого купеческого кораблика, который пристроился в виде герба на частных полоцких такси-маршрутках.
Когда этот кораблик поймает в паруса попутный ветер туристической заинтересованности, промзона Новополоцка с колоннами прокуренных труб Полимира и Нафтана, думается, превратится в архитектурно-ландшафтный заповедник индустриальной эпохи. Бетонные ограды, обвитые колючей проволокой, туристы разнесут на сувениры. Во время пышных торжеств по городской радиосети будет транслироваться тревожная сирена, прерывающаяся ностальгическим оповещением хрипловатого диктора: “Гаворыт Штаб гражданской абароны, гаворыт Штаб гражданской абароны, произошёл выброс врэдных веществ, просим соблюдать спокойствия...”, и для большей убедительности над городом в этот момент будет разбрызгиваться сероводородный спрей...
Да, Полоцк – это рынки, церкви и университет с промзоной. Но Полоцк – это также и вокзал, перекрёсток на старом пути “из варяг в греки”. Полочане разбросаны по свету, и теперь, чтобы определить действительные размеры полоцкой амбициозности, нужно отправиться в Московский Кремль. Москву созидали полочане.
Слишком амбициозное заявление? Но всё познаётся в сравнении. Вот несколько примеров из нашей истории: полочанка Рогнеда не захотела выйти замуж за “рабынича” Владимира, властителя Новгорода; полоцкий князь Всеслав Чародей выстроил величественную Софию – символ государственности, третий в Киевской Руси; полочанин Франциск Скорина, переводчик и первопечатник библейских текстов на старобелорусском языке, поместил свой портрет в книге Святого писания; мэр современного Полоцка Владимир Точило мечтает о конной статуе Всеслава. Список примеров амбициозности полочан можно продолжать и продолжать.
***
Днём полочане – торговцы, таксисты, слесари, студенты, вечером или утром мужское население Полоцка превращается в рыбаков.
Самая универсальная амбиция придвинских “мальцев“– рыба.
Христос ходил по воде однажды, а мы полгода ходим, – шутят люби-тели зимней рыбалки. Чтоб пропала ваша рыба, – вздыхают молодые хозяй-ки, разнося за праздничным столом горячую картошку. Но ты не бульбаша выбирала, сестричка, а увлеклась блеском кривицких глаз, в которых колю-чий ёрш охотничьего азарта и загадочная мечтательность, – грёзы о Великой рыбе, двинском соме.
Поплавок теряется в ряби, а подсознание тем временем выкладывает белым известняком на противоположном берегу Двины надпись КРЫЎЯ, словно Н O L L Y W O O D. Большинство, с кем делишься этим видением, демонстрируя придвинские виды с балкона, смеются, но встречаются и потенциальные инвесторы, которые уточняют, – почему? Потому что Полоцк для иллюминаций, коронаций, триумфаторов. Это площади и сцены. Не стоит искать в Полоцке подземные ходы-тайники-лабиринты. Здесь история выходит наружу, продолжается зрелище, спектакль. За кулисами – вся Беларусь.
2004-2006
Перевод с белорусского Ирины Андреевой
Похожие страницы :
• ПОЛОЦКИЕ КАДРЫ |
Полоцкие гимназисты |