Полоцкое княжество.
Оглавление.
Введение.
1. Первые сведения.
2. Политика Полоцкого княжества.
3. Ослабление позиций.
4. Хозяйство.
5. Культура и религия.
6. Время возрождения.
7. Время наивысшего подъёма - время Чародея.
8. Столица древней Беларуси.
9. Ефросинья Полоцкая.
10. Феодальное дробление Полоцкого княжества.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Знать историю своей страны необходимо, чтобы лучше понимать процессы которые происходят в ее современной жизни. Также необходимо беречь собственную культуру и образцы, которые дошли до нас из глубины столетий от наших предков. Важно знать культурные связи между народами того времени, чтобы, по-возможности, поддерживать их в наше время. Изучая историю своей страны, мы можем увидеть: к чему стремились наши предки, как они жили, как развивался их социально-культурный уклад жизни. В этом заключается секрет сохранения собственной культуры, процветания нации и благополучия страны - Беларусь.
Первые сведения.
Примерно за семьсот лет до нашей эры бронзовый век1 на землях будущего Полоцкого княжества сменился на железный. В тую эпоху здесь жили балтские племена. Полтора тысячелетия тому назад, во время большого переселения народов, сюда пришло с запада могучее славянское племя кривичей, что расселились в верховьях Немана, Двины, Днепра и Волги. Кривичи, что осели вокруг реки Палаты и основали названный по ней город, получили название полочане.
У последних иногда преобладает мнение, что "кривичи" - это общее название большого союза племен, куда кроме полоцких входили кривичи смоленские и изборские. Обратим внимание на то, что найдревнейшие летописи разделяют славян на две великие группы: одни имеют суффиксы "ан-ян" (поляне, древляне, северяне, бужани), у вторых - "ик" (кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, лютичи). Все этот названия, сообщают летописцы, походят от собственных имён князей: радимичи - князя Родина, вятичи - Вятки, кривичи - Криви и г.д.
_________________
1 Бронзовый век - конец 3-го - первая половина 2-го тысячелетия (произошел переход от материнского к патриархальному родовому строю.
_________________
От кривичей берет начало родословная беларуского народа, начинается история нашей государственности и культуры. Беларуский историк, автор книги "Древняя Беларусь" Микола Ермолович, проанализировав первоисточники, археологические, лингвистические и другие данные, пришел к выводу: "Кривичи вместе с дреговичами сыграли первостепенную роль в формирования беларуского народа. Они, бесспорно, были самым многочисленным восточнославянским племенем. Про это свидетельствует то большое пространство, на котором они расселились, а именно: от верхнего Понемоння до Костромского Поволжья, от Псковского озера до верхнего Сожа и Десны".
У полоцких кривичей в VIII - IX вв. возникли укрепленные поселения, на основе которых потом сформировались города, такие как Полоцк - впервые упомянут в "Повести временных лет" и официально считается его возраст с 862 года. В 2008 году Полоцку исполнится 1146 лет. Но историки свидетельствуют нам о том, что первые сведения о Полоцкой земле попадают к нам аж с V столетия. На Верхнем замке археологи нашли керамику, произведенную не позже чем за V столетие. К тому же времени относиться и воспоминание исландской "Сага о Дитрике Бернском" про осаду Полоцка армиями готтов, какие были компаньонами знаменитого вождя гуннов Аттилы.
Тогдашний Полоцк (862-га года) - это обнесенный деревянными стенами, обведенный валом и рвом град-паперть, площадью всего 1 гектар, а также неукреплённый окольный город, где жили ремесленники, что селились и около княжеской паперти, и немного далее. На то время Полоцк имел тысяч пять жителей - чуть менее за Киев и Новгород и больше за любой другой восточнославянский город.
Наши далекие предки, в то время, строят на берегах Двины и Палаты поселения, пашут землю, охотятся на зверье, понемногу осваивают все более сложные ремесла. Богатые рыбой реки позволяют им заниматься рыболовством. Здесь же проходит торговый путь "из варяг в греки", потому торговля - один из важнейших дел полочан. Местные ремесленники обеспечивают потребность населения в некоторых изделиях. Занятие ремеслом имеет подсобное значение. Сельское население само изготавливает пряжу и обувь, делает предметы быта, посуду, строит жильё.
Политика Полоцкого княжества.
Полоцкое княжество было одним из более крупных государственных феодальных образований, не уступало размерами похожим образованиям в Западной Европе - Баварскому герцогству и Португальскому королевству. Ему не угрожала половецкая1 опасность, а большой торговый путь в Западную Европу, который проходил через его территорию, способствовал обогащению боярства и роста тенденций к независимости. Вместе с тем продолжение славянизации края и борьба с вражескими нападками требовали усиления армейской силы князя и объединения местных феодалов2. С конца IХ ст. в Полоцком княжестве и на других древних землях Беларуси происходят объединительные этнические процессы. Население этих земель характеризуется общим этническим самосознанием, языковым единством, сходством культуры.
________________
1 Половцы, Тюркский народ, родственный печенегам, в 11-12 вв. хр. э. неоднократно который нападал на Киевскую Русь
2 Феодал - землевладелец, по принадлежности к которому, крестьяне находятся в крепостной зависимости.
____________________
Рассмотрим политический строй Полоцкого княжества.
Законодательная власть в княжестве принадлежала вечу1 или народному сходу. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урадников (урадцау, служащих), одобряла объявление войны или мира. Власть вече распространялась не только на город, но и на всю волость, разбросанные по всему княжеству веси. В Полоцком княжестве вече просуществовала до самого конца ХV ст. ( 1498 ), когда городу было дано магдебургское право.
Исполнительная власть в Полоцком княжестве принадлежала князю. Часто князь появлялся одним из родоначальников племени. Энергия и способность, особенности в армейских делах, выделяли его из общей массы старшин. В некоторых местах, где жизнь была относительно спокойной, властелином становился князь как первый на основании родового председательства по возрасту. Кроме местных в Полоцком княжестве были и пришлые князья. Они вербовались из тех нормано-норвежских элементов, какие часто проходили через Русь с севера на юг. Об этом свидетельствовать летописное свидетельство о приглашении князей-варягов - Рюрика, Синявуса и Тривара.
В Полоцком княжестве князья имели исполнительную власть, занимались армейским делом, ходили в походы со своей дружиной в другие земли. Кроме того, князь был занят административным делом, вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своём княжестве.
Приблизительно в то время, когда в Новгородскую Русь были приглашенный варяги (862), Полоцк имел своих местных князей, про которых вспоминает одна со скандинавских саг - Эймундова сага. Имена их не сохранились, но письменные источники отмечают особенность Полоцкого княжества - существование здесь династии кривицких князей, права которых сохранялись в течение многих поколений. Полоцкие князья, которые в летописях называются кривицкими, являлись сюзеренами территории, где осуществлялась их власть, как это наблюдалось в других средневековых государствах.
Ослабление позиций.
Не в простом положении оказывается Полоцкое княжество на протяжении своей истории оказывается в гуще исторических событий. Периодически происходят войны на протяжении его истории, уничтожается его населения, страдает экономическое положение, а иногда от столицы остается одно пепелище.
В 865-ым году в Полоцк пришла киевская армию князей Аскольда и Дыра, что, как сообщает летопись, "воевали полочан и много зла учинили".
Как свидетельствуют письменные источники, уже в то время существовала определенная напряженность между Полоцком и Киевом. Киевский князь Олег (879-912) начал объединять разные земли вокруг Киева. В счета подданных Киева Ипатьевская летопись называет и кривичей, на которых Олег наложил дань. В 907 г. он провел удачный поход в Византию, в котором также приняли участие кривичи и радимичи. В договоры Олега с Византией среди других городов, которые имели право на дань, упоминается и Полоцк.
____________________
1 Вече - сбор горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел.
____________________
А также и полоцкие дружины в 907, 911, 941 и 944 гадах, доверив судьбу Перуну1, выходили отсюда в походы на далекий Царь-город Константинополь, столицу Византийской империи. Языческий бог войны способствовал предкам. Полоцк мы находим в пересчета городов, которым Царьгород платил дань. Силу главной кривицкой твердыни Полоцка знали и северные соседи. В скандинавских сагах он упоминается десятки раз под названием Палцеск'я - от древних восточнославянских наименований Полацеск, Полцеск, Полацьси.
Летопись называет Полоцк среди городов, где сидели князья, которые признавали старшим меж себя киевского Олега. Вместе с тем власть далекого Киева никогда не была здесь прочная. Город наших предков стремился жить независимо и строить свое государство. Хорошие условия создавало выгодное географическое положение на путях, что связывали Арабский халифат и Хазарию со Скандинавией и славянским миром.
В 972 году, после смертей князя Святослава Игоревича, началась борьба за власть между его сыновьями: Новгородским князем Владимиром и Киевским князем Ярополком. Обе стороны добивались получить поддержку от Полоцкого княжества. Одной с таких возможностей был брак с дочерью Полоцкого князя Рогнедой.
В то время в Полоцке управлял независимый ни от Киева, ни от Новгорода князь Рогволод. (По-видимому, он был сыном полоцкой княгини Прадславы, упомянутой в договоре, которую в 945 году подписали Византия и киевский князь Игорь.)
На компанию с ней мог рассчитывать тот, кто возьмет в жены Рогволодову дочь Рогнеду. Могла кружить над Полотой свадебное застолье с хмельным медом и заморским вином, с песнями гусляров и присягами на вечную взаимную верность. История же решила по-своему: не рамейское вино лилось на Рогнеденой свадьбе, а кровь...
Сначала Полоцк принимал сватов от киевского князя Ярополка. Рогволоду выгоднее было, чтобы Киев да Новгород враждовали, а кривицкое государство тем временем расширяла границы да выходило на волоки, что соединяли Двину с Днепром и Ловаттю, позволяя держать в руках важную часть торгового пути "из варяг в греки". Но в таком случае Полоцк оказался между двух огней. Князь хотел выбирать и отдал свою приверженность более крепкому, по его мнению, Киеву. И здесь внезапно явились сваты с Новгорода, от Владимира Святославовича.
Отец Рогволод спросил у дочери: "Хочешь ли за Владимира?". Рогнеда (12-летняя девочка на тот момент) ответила так: "Не хочу разуци рабынича, а Ярополка хочу".
Это разгневало Владимира и его дядьку храброго воеводу Добрыню, а также и то - более-менее - поход полочан на новгородские волости с целью забрать волоки. Огромную армию набрали они чтобы напасть на Полоцк. На подходе к городу их встретила Рогволодова дружина и в неравной борьбе погибла, а князь полоцкий возвратился в Полоцк, да не смог ни спастись сам, ни спасти семью. Владимир захватил город, убил отца Рогнеды и двух ее братьев, да насильно взял Рогнеду себе в жены, а его армии вырезала всех мужчин, женщин забрали в рабство, город сожгли.
_______________
1 Перун, бог грозы в индоевропейской и славяно-русской мифологии. В 9 - 10 вв. на Руси - опекун князя и дружины, раздел языческого пантеона.
__________________
К сожалению, но столица Полоцкого княжества была практически уничтожена вместе с полоцким князем и на некоторое время Полоцкое княжество перестает существовать, как самостоятельное государство.
Эта драма на берегах Полоты произошла около 980 года, а через несколько месяцев новгородский князь Владимир Святославович уже убил Ярополка и сделался князем киевским. Таким образом, имеем: Новгородское, Полоцкое и Киевское княжество - оказываются в одних руках.
Мужская линия полоцких князей была вырублена Владимиром под корень. Рогволод проиграл, но навсегда останется в книге нашего прошлого не только как первый полоцкий князь, имя которого известно из летописи. Говоря словами историка Миколы Ермоловича, Рогволод "первый увидел и по-настоящему оценил большие возможности Полоцкой земли как отдельного государства со своими целями и интересами".
Но на этом история Полоцкого княжества только начинается. Владимир увез знатную полочанку и на чужбине Рогнеда родила сына Изяслава. После неудачной покушения на мужа Владимира, Рогнеду с сыном Изяславом, он высылает в, специально для этого построенный, маленький деревянный город Изяславль - среди лесов на земле Полоцкого княжества. Очевидно, с этого начинается возрождение Полоцкого княжества. Но оно очень слабое, потому что отец Владимир очень сильно влияет на подчиненные ему территории.
Хозяйство.
Основой хозяйства всех княжеств были земледелие и животноводство. В последней четверти I тысячелетия на смену подсечному земледелию приходила пахотное, которое содействовало индивидуализации сельскохозяйственного производства. Родовые отношения быстро распадались.
Переход к пахотному земледелию, изменения в других ветвях производства: животноводстве, ремесле, торговле, а также начало возникновения классовых отношений - все это приводила к распаду родовой общины и формирования сельской.
Древние способы хозяйствования - охота, рыболовство, собирательство - имели вспомогательную роль. Крестьяне изготавливали все необходимое, хотя часть инвентаря для работы, инструментов, украшений, - они приобретали у ремесленников и мелких торговцев.
Самостоятельные крестьянские семьи в хозяйственных отношениях группировались согласно территориальному принципу. Яны селились небольшими селами (весями). Административным и религиозными центрами нескольких сёл (деревень) было большое село - пагост. Жилищем служили небольшие ряжи или полуземлянки с глинобитными печами, в которых топилось по-черному. Земледельческое население было организованно в общины - "верви" и "миры". В условиях развития феодальных отношений склад земледельческого населения согласно имущественному и правовому положению был неодинаков. Кое-где, в глухих, отдаленных от глаза феодала места еще жили свободные крестьяне, но основную массу складывали зависимые от феодала крестьяне-смерды, радовичы, изгои и другие.
На втором полюсе феодального общества находились князья и бояре. Экономическую основу их власти складывала имущество на землю. Существовали разные формы феодального землевладения: вотчинное - владение землей, усадьбой и крестьянами с правом продажи земли, раздела ее и передачи по наследству; поместное - передача крупным феодалам земли в временное пользование за службу без права наследия. Крупными феодалами-владельцами были церковь и монастыри.
Класс феодалов имел иерархию. На вершине пирамиды находился главный князь, пониже - князья-руководители отдельных земель, княжеств, еще пониже - князья мелких удельных княжеств - "отчын" (вотчин), затем - феодалы-владельцы поместий.
В борьбе против крестьянства феодалы могли сохранить своего господство, только имея власть и аппарат принуждения - армию. Дружинники или бояре получали от князей права собирать дань и "кормления" (сбор доходов с волости). Так возник у восточных славян признак вассальной зависимости, которая выглядела как право получения дани с определенной территории дружинниками в качества вассалов верховного князя. Государственная организация помогала князьям, дружинникам, боярам осуществлять господство над рабочим населением.
Успехи, достигнутые в сельскохозяйственном производстве, создали объективные экономические предпосылки для отделения ремесла и торговли от земледелия. Местом концентрации этих видов хозяйства являлись города.
Культура и религия.
Мир, где жили тогдашние полочане, был густо населенный большими и малыми богами да божками. Вездесущий и наисильнейший из них, творец жизни, бог неба и всей вселенной имел несколько имен Сворог, Стрибог, Святовид, но чаще его называли Родам. Он оплодотворял землю и все живое, управлял ветрами и небесными явлениями. Как мы видим, наши предки обожествляли окружающую природу - солнце и месяц, камни и горы, реки и озера, деревья и разные растения. Их "духам" приносили жертвы. Боги представлялись в виде людей. Такая религия называется языческая.
Древние мировоззрения проявлялись в празднования Дедов, Радуницы. Обрядами календарного цикла было: ауканье весны, захоронение "стрелы" (оружия Грома - бога грома и молнии), Купалле (Ивана Купала), святки. В купальскую ночь (7 июля) на берегах рек полыхало пламя костров, парни и девчатами водили вокруг костров хороводы, пели обрядовые песни. На рассвете девчата бросали в воду венки. В магических воображениях древних людей находятся истоки волочобных песен, своеобразной народной календарной поэзии.
Языческими культовыми постройками были капiшчы1 (святилище), где происходили древние обряды. Согласно представлению, около Полоцка на берегу Воловьего озера находилось капiшча (святилище) Грома (Перуна). Остатки святилища сельской общины Х ст. откровенный около деревни Ходосавичи Рогачевского района (Республика Беларусь). Здесь стоял деревянный идол, вокруг которого во время празднования разжигались костры.
Язычество несло в себе много светлого, такого, от чего человеку нелегко отказаться. Полоцкие князья, понимая это, тем не менее не хотели видеть свою землю островом среди христианской Европы. Они трезво оценивали перевесы, которые давала государству и ее народу новая вера. Потому Полоцк принял ее и способствовал мирному расширению Христианского учения на всем кривицком просторе.
Обосновавшись в Киеве, через некоторое время, Владимир в 988 году принял христианство - которая возникла в I ст. в восточной провинции Римской империи Палестине. А за этим далее и оставшиеся княжества, входившие в Киевскую Русь, начали переходить в христианскую веру, что временами делалось принудительно с применением пыток и расправ.
А как приняла Христову веру Полоцкая земля?
Официально историки никакого определенного ответа не дали - дескать, это часть Киевской Руси, потому все было здесь, как и в столице, в худшем случае, как в Новгороде. Однако сведения про то, как крестилась наше княжество, мы не найдем ни в одной из известных на сегодняшний день летописи. Пускай Полоцкая летопись не сохранилась, но, когда б киевские дружинники учинили на берегах Двины кровавое насилие, это обязательно отметили б другие летописцы.
У Владимира Святославовича уже не было достаточной силы, чтобы крестить полочан принудительно. Княжество неуклонно возрождало свою самостоятельность. Его владыки - потомки Рогнеды не имели нужды утверждать свою власть переводом в христианство сразу всех обитателей, как сделал в Новгороде князь Владимир.
В 992 году была создана Полоцкая епархия. Но некоторые историки полагают, что христианином был полоцкий князь Рогволод. Возможно, в Полоцке возник и первый у восточных славян монастырь. Допустить это позволяет скандинавская "Сага про крещение"1, где повествуется про события Х столетия. Герои саги, причисленные после смерти к святым Торвальда Странник, крестил Исландию, откуда направился в Иерусалим.
Нет никаких доказательств, что Полоцкая земля принимала крещение от Киева. Зато есть много других свидетельств. Автор "Повести прошедших времен" ("Повесть временных лет") пишет, что в 1007 году в Полоцке "перенесены святые в святую Богородицу". Первые киевские святые Борис и Глеб появятся только через несколько годов, а перенесут их в церковь, как свидетельствует тот самый летописец Нестор, в 1072 году. Кто же тогда те таинственные полоцкие святые? Самое вероятное, что мученица Рогнеда-Анастасия и ее сын Изяслав.
Сын Владимира Изяслав - первый из восточнославянских князей, кого летописцы называют книжником. Именно он ввел в Полоцке письменность и обучение грамоте. Печать с его именем, которой скреплялись княжеские грамоты, считается одним из наидревнейших памятников беларуской письменности.
Сын Рогнеды останется в истории как первый беларуский просветитель и как князь, который возродил в старожитной кривицкой столице полоцкую династию. Начиная с него, все потомки Рогволода неизменно называли себя Рогволодовичами, а не Рюриковичами, как остальные "русские" князья.
Город на то время уже поднялся из пепла. На высоком берегу Двины, там, где она принимает в себя Полоту, стояла рубленая из бревна новая паперть, вокруг которой рос город. Широкую двинскую гладь все чаще украшали паруса купеческих лодок.
_________________
1 Сага, (нем. sage) из древнескандинавской поэзии - народное представление, былина, памятник мифологического или легендарно-исторического характера. Сага о Фрициафе. Исландские саги.
_________________
Князь Изяслав оставил Полоцк и этот мир вскоре по смерти матери. Тяжело сказать, княжил ли его сгубленный в малолетстве старший сын Всеслав. Даты создают загадочную цепочку: 1000 - умирает Рогнеда, 1001 - Изяслав, 1003 - Всеслав Изяславович. Сын и внук прощаются с жизнью значительно раньше отца и деда, что доживет до 1015 года. По-видимому, длинные руки имел Владимир Красное Солнышко, великий был у него страх перед возрождением Полоцка.
Новым этапам стала в культуре наших предков появление письменности. С принятием христианства они познакомились с культурными достижениями развитых стран Европы и Востока. Книжное просвещение западных земель Руси от самого начала имело христианскую направленность. Вокруг церкви и монастырей группировались тогда образованные люди.
К середине ХI ст. вместе с переводными книгами появляются и оригинальные произведения, в том числе и первые летописи. Книги писали на разговорном языке, что б было понятно простым людям.
Религиозными и культурными просветительскими центрами были монастыри. В них существовали школы, писались и переписывались книги. Известно, что внучка полоцкого князя Всеслава переписывала книги. Основная часть старых рукописных книг погибла в пожарах, была разграблена в период междуусобных войн.
Из представителей книжного просвещения старожитного периода нашей истории надо отметить: в Смоленске - Климента Смалявица, в Турове - Кириллу Туровского, в Полоцке - княжну Прадславу-Ефросинью.
Широкое развитие на беларуских землях получило прикладное искусство. Даже обычные предметы из дерева, кости, глины, металла, украшались резьбой, инкрустацией. Своеобразная в этом смысле красота керамики ХI-ХIII вв. Ее красота проявлялась в строгости и сдержанности цветных звучаний, в шероховатости, оксомитности грубо сделанной фактуры.
Немного другой вид имели предметы тогдашних умельцев, предназначенные для феодальной аристократии, зажиточных горожан. Они часто украшались образами фантастических зверей и птиц, выполненными в особенной манере - "зверином стиле". Узорами тонкой резьбы по камню и кости являются шахматные фигурки, найденные в Гродно и Волковыску.
Про высокое художественное мастерство тогдашних умельцев говорят предметы христианского культа. Такие как каменные иконки с серого шифера.
Для создания предметов домашнего быта, оружия, инструментов работы и украшений использовались разные металлы: железо, бронза, медь, серебро, золото. Техника их обработки в ХI-ХIII вв. достигла высокого уровня. В беларуских городах были распространены почти все известные в Европе технические способы обработки металлов: плавка, литье, ковка, золочение проволоки, гравирование, украшение металлических изделий эмалью, чернением.
Памятников прикладного искусства немного. Один из них крест Ефросиньи Полоцкой, созданный местным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Этот крест является не только отличным произведением декоративно-прикладного искусства, но и ценным памятником древнебеларуской письменности.
Таким образом, богатая, яркая и многогранная культура Полоцкого княжества в IХ-ХII вв. стояла в ряду передовых культур своего времени, была частью восточнославянской культуры.
Время возрождения.
После загадочной смерти отца полоцкий престол занял его сын Брячислав Изяславович, который владычествовал в Полоцке с 1003 к 1044 года. Он же окончательно возвратил Полоцкому княжеству независимость.
Он остался сиротою в ранние годы. Отец успел посадить мальчика на лошадь, дал подержаться за меч, послушал, как, водя пальцем по пергаменту, княжич читает книжные строки. Далее его воспитанием занимался кто-то из полоцких бояр. Брячислав остался последним живым Рогволодовичем. Полочане берегли малолетнего князя, как глаз, и смотрели на него с большими надеждами.
В Киеве еще сидел ненавистный Владимир. убийца Рогволода хотел возродить Полоцкое княжество, но забрал у него волоки на торговых путях. Ключи от их - Витебск и Усвят - перешли под власть Новгорода, куда плыла теперь богатая пошлина с проезжих купцов. Полоцкие "мужи сильные" желали повернуть этот золотой ручей к себе, объединить кривичские земли и прирастить к им дреговичские.
Полочане в 1021 годе взяли город Новгород приступом, а также вслед за столицею, Брячислав завладел всеми соседними с ним княжествами. В захваченных городах он поставил своих наместников и с богатым пленом направился к дому. Иногда приходится читать, что таким образом Полоцк отомстил за Рогволода и Рогнеду, но на то время Владимир уже умер и мстить было некому. Это была политика Полоцкого княжества ради усиления своего государства засчет присоединения к себе Новгорода, и чтобы более успешно бороться с Киевом.
На седьмой день возвращения из похода кривицкой армии, она увидела перед собой боевые хоругви (части) Ярославовой дружины. Сеча (битва) произошла на реке Судоме, и, если верить летописям, разбитый Брячислав бежал оттуда в родной город. Однако, странная это была победа, ведь киевский князь не только не пошел воевать Полоцкую землю, еще и отдал Брячиславу Витебск и Усвят - именно те города, которых Полоцку недоставало для сильных позиций на пути "из варяг в греки". Жаль, что не сохранилась Полоцкая летопись: она могла бы рассказать об той битве правду. Мы только можем полагать, что либо в киевской дружине уже не было достаточно сил для продолжения победоносного шествия, либо был какой-то договор между Киевом и Полоцком, сведения о котором не сохранились в нашей истории. Но старожитноисландская "Сага про Эймунда" дает другую версию событий на Судоме. Сечи (битвы), якобы, вообще не было. Киевляне с полочанами стояли напротив друг друга семь дней, и Ярослав ждал, пока воинственный полочанин пришлет послов с поклоном. Брячислав рвался в бой, но хитромудрый Эймунд предложил ему также решить спор без крови: выкрасть Ярослава жену, чтобы мира попросили сами киевляне. Вараговый замысел пришолся Брячиславу по вкусу. Эймунд сделал в лесу за боевым киевским расположением засаду и захватил княгиню в плен, что и помогло получить Витебск и Усвят.
Как бы ни разворачивались события, Ярослав Мудрый признал независимость Полоцка и с Рогволодовичами больше не воевал. После встреч на Судоме полоцкий и киевский князья договорились быть "братаничами". Оба имели на киевскую землю равные права, и потому один сидел в Полоцке, второй - в Новгороде, а Киевом управляли через заместителей. Летописи говорят про существование там "Яраславля" и "Брячиславля" дворов. "Будь со мною заодно ("за един"), - было сказанно в договоре после Судомы, - и воевали Брячислав с Ярославом вместе все дни жизни своего".
Как они воевала вместе, ничего неизвестно. После 1021 года Брячиславава дружина чаще направлялась в тот край, куда садится солнце. Про успешность тех походов говорят сегодня созданные от имени полоцкого князя географические названия.
На озере Дривяты стоит город Браслав, что в летописях назывался по имени основателя - Брячыславль. За пору десятков километров от Краславы, на беларуско-латышской границе, есть на озере Сивер деревня Браслав с древним городищем. Поселение с таким названием существует и немного на полночь от Орши, которая вместе с Копысем и частью Приднепровья попала под власть Полоцка опять-таки во время княжения Брячислава Изяславовича.
Сопоставление летописных свидетельств с "Эймундовой сагой" и архиологическими материалами дают основания говорить, что в 1024 г. между Брячиславом и Ярославом был заключен новый договор, согласно которому к Полоцкому княжеству отошла Менская (минская) область.
Во времена Брячислава Полоцкое государство не знало вражеских нашествий. Это был редкий в нашей истории период мира и спокойствия.
Про то, что современники рассматривали Полоцкую землю как независимое государство, красноречиво говорит следующий пример. Когда в 1015 г., после смерти князя киевского Владимира Святославовича (Красное Солнышко), между его сыновьями развернулось жестокое состязание за верховную власть (семеро из десяти живых на то время Владимировых сыновей в этой междуусобице погибли вместе с потомками) никто из них не выявил враждебности к Брячиславу Изяславовичу, никто не покусился на его владения. Уже тогда киевский княжецкий дом не считал Полоцкую землю частью Киевской Руси.
Время наивысшего подъема - час Чародея.
Время наивысшего подъема Полоцкого княжества пришлось на ХI столетие, когда во главе государства стоял князь Всеслав Брячиславович (царствовал с 1044 к 1101 года) прозванный народом Чародеем. Прочный фундамент этого расцвета был заложен его отцом - Брячиславом, который передал по наследству сыну сильное государство, что сумело устоять в нелегком противостоянии Киеву. Много сил положил Всеслав, чтобы устроить свою Родину. Энергичности князя удивлялись современники и потомки. В своей столице - Полоцке - он построил новый могучий замок, величественный Софийский собор. Во время княжения Всеслава процветали ремесла и торговля.
Полоцкое княжество было морским государством: под его контролем находились земли вдоль всей Двины до Варяжского (Балтийское) море. Здесь выросли города Герцике и Кукенойс (сейчас на территории Латвии) - форпосты Полоцка на пути к Балтики. Полоцкое государство было одним из больших и могучих государств ранне-средневековой Европы рядом с Польским королевством, Скандинавскими и Новгородским княжествами.
Всеслава как удачного и одаренного воина уважали и боялись соседи. В знаменитой рыцарской песне "Слово про поход Игорев" про него поется: Всеслав князь людям чинил суды, строил князьям города, а сам ночью волком рыскал; "из Киева дорыскашы, до кур, Тьмуторокани; великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотьсте позвониши заутренюю рано у святыя Софии, а он в Киеве звон слышаше. Аще и веща душа в друзе теле, но часто беды страдаше. Тому вещий Боян и первое припейку смысленный рече: "Ни хытру, ни горазду, ни пьитычу горазду, суда Божия не минути". Современники не умели иначе объяснять его успехов после понесенных им неоднократно поражений. Ему пришлось вынести борьбу почти со всей тогдашней Русью. Эта личность произвела на народ такое сильное впечатление, что сохранилось предание, будто он родился от волхвования и что вследствие этого у него на голове было родимое пятно, имевшее особую волшебную силу.
Народ считал Чародея за вурдалака-пярэваратня1 (вурдалак-оборотнь). Не только тому, что тот странным образом мог спрятаться от врага и неожиданно напасть на него (как, например, на Немиге под Менском (Минск - современный) 3 марта 1067 года), но и потому, что дружелюбно относился к язычеству. Всеслав строил христианские божницы (храмы), но не искоренял и языческих. Князь искал согласие в вероисповеданиях, а через них - единство народа и государства. Многочисленные военные походы Чародея на Новгород, Псков, Смоленск и т.д. занимают всего 18 лет из его почти 72-летней жизни. Он посвятил себя не разрушению, а созданию - укреплению первого Беларуского государства.
Тайна покрывает уже его приход в мир. Как записано в летописи, мать родила Всеслава "от волхвования", то есть, при участии языческих волшебников. На голове младенца имелось загадочное "язвено" (пятно), которое вещуны (прорицатели) велели матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Может, это была какая-то язва, а может - большое родимое пятно, которым помечает своих избранников небо?
Современники и потомки верили, что этого князя небесные силы наделили вещей душою, что он умел обернуться в серого волка, в ясного сокола или в тура с золотыми рогами. Уже при жизни про него складывали легенды. Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины про Волка Всеславича - мудрого властелина, смелого воина, сына княжны и лютого Змея, победителю индийского царя. Прообраз Волка - полоцкий князь-вещун. Как полагают знатоки славянской старины академики Дмитрий Лихачев и Борис Рыбаков, память про Всеславовы подвиги сохраняют и многочисленные сказания про Илью Муромца.
Летописи сообщают, что, выполняющий волю вещунов, князь всю жизнь носил на голове повязку. Спрятанному под ею таинственному язвену (пятну) приписывали гемофилию (несвертываемость крови) Всеслава. Чародей действительно пролил немало крови, но большая часть его длинного княжения была все же отдана мирным заботам. Десять лет он жил в согласии с Ярославом Мудрым, потом еще десять с его сыновьям, киевским князем Изяславом, какому полочане помогали воевать с кочевниками-торками. Впору тех мирных времен, с половины XI столетия, плывет над Двиною величественный корабль Софийского собора.
Всеслав воздвигал храм в гонор святой Софии, чтобы сказать мира про равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились немного раньше. Поныне каменных храмов полочане не ставили, потому князь пригласил в город византийских зодчих. К ним, походу осваивая строительные секреты, присоединились местные каменщики: нельзя же было, чтобы главный собор Полоцкой земли подымали в небо руки иноземцев.
__________________
1 Вурдалак, по народному поверью - оборотень, наводящий страх на людей, вампир (в 1 знач.), упырь. Оборотень мифологических в предоставлениях, в сказках - человек, обернувшийся или который владеет способностью обернуться (превратиться) посредством волшебства в кого-нибудь зверя или предмет.
__________________
Греческое слово "софия" в переводе значить "мудрость", "мастерство". Предки толковали его шире - как большое человеческое сообщество, объединенное общими заботами и устремлениями. Собор предполагал стать символам единства и единомыслия всех обитателей княжества. Его строили всей ватагой. На положенном в пороге Софии огромном камне-известняке, который через девять столетий превратится в музейный экспонат, старожитные полоцкие мастера оставили нам свои имена: Давид, Тума, Микула, Копысь, Воришка...
Здесь не только молились: князь с семьей и придворными на хорах - вверху, остальные прихожане - внизу. В Софии принимали послов, провозглашали войну и подписывали мир, сохраняли княжеский клад и основанную Изяславам библиотеку, узаконивали печатью столичного города торговые договоры. Недаром она имела надпись: "Печать Полоцьская и святои Софьи".
Всеслав Брячыславич не ссорился с Ярославичами, но с середины 1065 году снова начинает борьбу за первенство с Киевом. Он свершает нападения на Псков, Новгород.
По-видимому, мы уже никогда не разузнаем, что записали полоцкие монахи под 1066 год. Киевский же летописец оставил такие слова: "Пришел Всеслав и взял Новгород с женщинами и с детьми, и колокола снял со святой Софии". За год до этого полоцкая дружина уже ходила на Псков, взять который, правда, не удалось. Очевидно, мирная жизнь кривицкого князя с соседями закончилась.
С решительности и стремительность действий Всеслава-воина можно только удивляться. С начала 1067 года направился он на Новогородок (сегодняшний Новогрудок). Этот город некогда застроил киевский князь Ярослав Мудрый, чтобы завладеть заселенными литвою местностями и оттуда угрожать Полоцкому княжеству.
Полочан вновь вела звезда удачи. Они выбили из Новогородка киевскую дружину и заявили свои права на литовские земли. Вторая победа подряд ужасно встревожила трех сыновей Ярослава Мудрого во главе с киевским князем Изяславом. В феврале того самого года, объединив силы, они надеялись перехватить Чародея на пути к дому.
Ярославичи правильно рассчитали, что возвращаться полоцкие дружины будут через Менск - укрепленный город на южной границе своего княжества - и решили опередить Всеслава. Увидев со стен огромную вражескую армию, менчане решили всё же защищаться, ведь ждали, что вот-вот подойдет помощь. Как говорит летопись, они "затворишися в граде", но отбиться от соединенных сил всех южных княжеств не сумели. Защитников постигла свирепая расправа: всех мужчин порубили, а женщин и детей взяли "на щит" (в плен).
Это наидревнейшее воспоминание в летописи про Менск, от какого традиционно отсчитывается и ведется его история. Как мы видим, 1067 год - дата не основания нашей теперешней столицы Беларуси города Минска, а ее уничтожения.
Всеслав не мог разрешить врагу прорваться в глубь своей страны. 3 марта армии полоцкого князя и Ярославичей сошлись поблизости сожженного Менска на реке Немиге. Неделю угрожающе ощетинившись копьями, стоя в глубоком снеге, а потом "бысть сеча зла и мнози падеша с обе стороны". Преимущественно по поэтическим строкам "Слово про поход Игорев", можно сегодня вообразить себе битву: отрывочные приказы воевод, смертельные удары копий, звон мечей, кипение крови на снегу и сладкое забвение раненых, которых мороз быстро отправлял в вечность. Летописи добавляют всего несколько слов, правда, существенных - про то, что сечу начал Всеслав и что он "бишася крепко".
После битвы армия Ярославича не двинула на Полоцк, а отошло в свои земли, а Всеслав остался "стоять на костях" (на поли битвы). А по древним законам; кто остался стоять на костях, тот и победил.
Всеслав, хотя и дорогой ценою, защитил кривицкое государство, но всё же он чувствовал себя уверенно: за ним, кроме вооруженной силы, была глубокая народная вера в его чародейные способности. В Радзивиловской летописи есть миниатюра, что засвидетельствовала отношения между вещунами и новгородским князем. Слева стоит князь с бердышом, епископ с крестом и дружинники, справа - безбородый вещун в длинной белой рубахе и его сторонники, простые люди. В Полоцке такого вражеского противостояния не существовала. Вещунам здесь не отрубали голов, не бросали языческих священников на растерзание медведям, не сжигали на кострах. Веротерпимость или, точнее, двоеверие, и князя, и его подданных не раз позволяло Всеславу набирать армию в соседних балтских (балтийских) или угро-финских землях, где еще молились старым богам.
Ярославичи уверенности в победе не имели, потому взамен откровенного боя надеялись на хитрость да преступное надувательство.
Через четыре месяца враги встретились опять, теперь около Воршы (Орша - современная). Всеслав стоял с дружиной на правом днепровском берегу, Ярослава сыновья - на левом. Киевский князь предложил решить спор мирно, может, даже напомнил Чародею, как договорились на Судоме их отцы. Изяслав дал присягу, что не учинит полоцкому властителю никакого лиха (зла), и закрепил ее принародным целованием креста.
Тем вместе вещая душа сплоховала: нельзя было верить ни словам, ни крестовому целованию, и сыновей на переговоры брать также нельзя было. Обещание Изяслав держал пока Чародей с сыновьями не переехал 10 июля в челне реку и не зашел без охраны в шатер киевского князя. Тот махнул рукой, налетели дружинники, и вмиг трое Рогволодовичей лежали на земле, связанные веревками.
Сколько раз каялся Всеслав за свою доверчивость по дороге в Киев и потом, в жуткой земляной тюрьме-погребе, куда его бросили, заковав в кандалы. Намерения Ярославичей понятны - сгноить, вывести Рогволодов корень из мира, сделать то, что делал да не закончил Владимир со своим дядькой воеводой Добрыней. На милость кривицкий князь не надеялся - зная, какой пример дал наследникам сам Ярослав Мудрый: посадил в погреб родного брата Судзислава, и сидел он там четверть столетия, пока не начал дышать на ладан. Только тогда выпустили племянники дядьку на божий свет, чтобы через монашеский обет вырвать отказ от всяких княжеских прав. Такая, а то и страшнейшая судьба ждала и Рогволодовичей.
Темница - сырая яма, накрытая сверху в три накаты бревнами с маленьким оконцем, через которое едва просачивается воздух да просовывают пленникам хлеб с водой. В безнадежном положении оказался Чародей и лучше перегрызть зубами жилы и истечь кровью, чем превратиться в одряхлевшего старика и видеть, как меркнет жизнь в сыновьях. Но князя держала в этом мире мысль об Отечестве, которое грабили киевские ставленники. Держала и надежда на языческих богов, с которыми Чародей от рождения старался жить в согласии.
Какому богу молился князь, у кого просил избавления от плена - неизвестно. Однако через год овобождение пришло.
В 1068 году на киевскую землю ворвались половцы. Ярославичи вышли навстречу и были вчистую разбиты. "3а грехи наши наслал Бог на нас поганых, и побежали русские князья",- выводил летописец, вспоминая вероломство под Оршой.
Есть основания считать, что выручке полоцкого князя из темницы и избранию его на великокняжеский посад способствовал игумен Киево-Печорского монастыря Феодосий. Известно, что Чародей был в дружеских отношениях и с одним из самых образованных людей того времени Антонием Печерским.
Всеслав Брячиславович стал великим киевским князем. Отмерено на это ему было мало - всего семь месяцев. Да на то он и Чародей, чтобы за месяц успеть столько, на что другому и года мало. Сделал из Киева стремительный поход на Тмутаракань, приобрел там коней, которых не хватало ради отпора "поганых". Напоследок того же года половцы ощутили силу нового киевского властелина и, разгромленные, отступили в свое Дикое Поле. Может, в те семь месяцев Всеслав и заслужил в автора "Слово про поход Игорев" похвалу за государственный ум и справедливость: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше"?
Впрочем, он не собирался надолго задерживаться на киевском престоле. Чужой город, ненадежная дружина, вражеское боярство. Отказались платить дань новгородцы, косятся южные князья. Беглый Изяслав также не хотел прощаться с вотчиной и приближался к Киеву с армией тестя, польского короля Болеслава. На кого Всеслав мог рассчитывать? Одно - на простой люд, что объявил его своим властителем.
Князь вел дружину на Изяслава, а через сотни верст его властно звали колокола полоцкой Софии. Кроме других причин возвращения Всеслав видел опасность полоцко-польской войны. Под Белгородом он тайно от киевлян оставил армию и направился в Полоцк. Он знал, что надо готовиться к длинной и затяжной борьбе, что за независимость придется платить тысячами жизней.
Повыкалывав глаза да снявши головы Чародеевым сторонникам, князь Изяслав с польскими дружинами направился из Киева на Полоцк. Всеслав с кучкою самый близких придворных надеялся спастись в финском племени Водь, откуда, возможно, была его матерь. Водяки были язычники, а потому приняли князя-вещуна гостеприимно и дали ему армию для похода на Новгород.
Кривицких воинов Всеслав под рукой не имел, а финские не выдержали нажатия новгородцев и побежали. Князь попал в плен, но сразу же вышел на свободу. Новгород помнил, как три года тому назад полочане грабили город, как грузили на повозки софийские колокола, да чувство мести победил политический расчет. Даже гонимый и пленный, Чародей был опасный враг, ведь за ним стоят Полоцкое государство. Его выгоднее отпустить - пускай воюет с Киевом.
И Чародей воевал. На два года исчез из вида летописцев, а в 1074-м он внезапным ударам выгнал с Полоцка киевского ставленника Святополка.
Через шесть годов после изгнания Святополка на Полоцк пошел войною известный в истории Владимир Мономах, тогда князь черниговский и смоленский. Лакомый кусок был не по зубам, и в следующем, 1078 году Мономах собрал дружины всех южных княжеств, позвав на помощь новгородцев и половецкую орду. И опять только облизнулся: Полоцк выстоял. Отступая, враги жгли и грабили полоцкие волости. В бессильной жестокости они дотла уничтожили кривицкий город Одрск, который так и не поднялся из пепелища.
Всеслав с Мономахом столкнется еще не раз. Тот нападет с половцами на Менск и не оставит там "ни челяди, ни скотины". Будут и другие битвы, но, когда восточнославянские князья соберутся в 1097 году на съезд в Любичи, чтобы договориться каждому держать "вотчину свою", Чародей не приедет. Он не имеет нужды что-то с кем-то делить: есть государство, где мирно живут христиане и язычники, есть армия, которая защитит княжество от любого врага.
Пока враги скрежетали зубами и разоблачали строителя Софии в безбожности, кривицкая земля достигла вершины своего могущества. По занимаемой площади Полоцкое княжество было равно таким тогдашним европейским государствам, как герцогство Баварской или королевство Португальское. Кроме столицы оно насчитывало восемнадцать городов: Витебск, Браслав, Заславье, Усвят, Копысь, Менск, Орша, Лукомль, Логойск, Друцк, Галоцичаск, Борисов, Стрежев, Некалач, Емянец, Одрск, Городец и Кривич-город, который потом будет называться Вильно. Власть Полоцка распространялась на нижнее Поддвинье до самого Балтийского, или, как его тогда называли, Варяжского моря. На землях, где жили предки современных латышей, стояли города Герцике и Кукенойс, в которых наместничали полоцкие вассалы. Таким образом, Полоцкое княжество имело выход к морю, иначе говоря, было морской державой.
Древняя столица Беларуси.
За одно ХI столетие Полоцкое государство достигло своего величия: независимая политика, военные победы, экономический подъем, высокий подъем искусства... Все попытки инкорпорировать (присоединить) княжество в склад Киевской Руси заканчивались провалом - и при Владимирах, и при его потомках.
С относительно небольшого городища и поселения Полоцк превратился в крупный город-столицу, где проживало около десяти тысяч человек. Он является одним из семи городов Восточной Европы, в котором известно десять и больше памятников зодчества ХI - ХII столетия.
Преобразование Полоцка в стольный город могущественного феодального княжества шло параллельно с перерастанием его в важный центр ремесла и торговли. Это в немалой степени способствовало исключительно выгодное географическое положение города на одном из путей "из варяг в греки".
На паперти около Софийского собора стоял княжеский двор. Вокруг храма свободно стояли дома бояр и купцов, строились новые храмы. Здесь жила и дружина - главное опора князя. В большие походы вместе с дружиной шло народное ополчение.
Полочане жили в домах из еловых бревен. Площадью те здания были немного меньше, чем наши. Топили в доме по-черному. Кое-где встречались бани.
В городе жили мастера более чем шестидесяти специальностей. Гончары, бондари, сапожники, портные, замочники, ткачи, медники, кожевенники-кожемяки... Огородники строили городские стены, ладейники - ладьи и струги. Жерносеки выделывали из камня жернова, з песчаника - точильные бруски, из мягких пород - иконки и крестики. Косторезы делали гребни, накладки к калчанам-тулам, пуговицы, шахматные фигурки.
Далеко славились полоцкие ювелиры. Ювелирные мастерские обеспечивали красавиц изделиями - браслетами, перстнями, височными кольцами и другими вещами.
Про богатство наших лесов во времена князя Всеслава можно судить по тому, что в ХVI столетии соболя на полоцком рынке еще продавались связками по 40 штук, а горностаи - 250 штук. Охота была очень важной частью хозяйства.
Тогдашнее население пахало землю, сеяло рожь, ячмень, пшеницу, овес, гречиху, горох, лен. Выращивало овощи: капусту, репу, боб, мак, лук, чеснок, укроп. Солили огурцы в бочках. Осенью собирали плоды в яблоневых и вишневых садах. Занимались животноводством. Получали кисломолочные продукты. Соседство людей с рекой позволяло кормиться рыболовством. Рыбу ловили неводом, бреднем, на крючок, били острогой. В лесах ставили борти (для сбора меда). Лакомились предки не только медом, но и коврижками, пряниками с маком, пирогами с самым разным мясом, добытым иногда на охоте. Во время вражеской осады ели конину и собачье мясо.
В праздничные дни употребляли вареный перебродивший мед, а также мед, настоянный на перце, привезенное с юга виноградное вино, ячменное пиво и квас. Седьмую рюмку хмельного зелья считали " богогневящей", ведь после ее человеком завладевали бесы и начиналась ссора, перебранка и трепание за волосы.
В столице Полоцкого княжества умели и любили торговать. На торжище (рынок) предлагали товар местные ремесленники и крестьяне. Киевские купцы привозили стеклянные изделия, белую глиняную посуду с зеленым отливом. Они же вели торговлю черноморскими товарами: вином, оливковым маслом, амфорами. Богатые горожане великокняжеского круга останавливались около прилавков с византийскими цветистыми тканями, с восточными приправами и тонкими стеклянными бокалами.
Как свидетельствуют археологические находки, полочанин мог купить на рынке грецкие орехи, гребни из самшита, который растет на кавказских склонах, сердоликовые четки из Средней Азии. Нашли в Полоцке даже раковины моллюска родина которого Индийский океан. Слышалась на торжище и немецкая речь. С Западной Европы ремесленники получали олово, медь и цинк. Первое место в полоцком экспорте несколько столетий занимала соль, в импорте - воск и меха.
Рассчитывались серебряными слитками - гривнами. Гривна делилась на 20 нагатов или 50 кунов. Лошадь, например, стоила две-три гривны.
Говоря про торговлю, надо упомянуть и про пути, по которым ездили купцы и другие путешественники.
Главными дорогами были водные. Поблизости города по Двине сновали небольшие выдолбленные челны-однодревки. Из ствола вековечной липы тем самым способам можно было сделать лодку, куда помещалось несколько коней с людьми. Обстояли по реке важно нагруженные товарами плоскодонные струги. Полсотни воинов со снаряжениями подымала ладья (они ходили под ветрилом (парусом) и на веслах). В средневековье на беларуских реках встречались пираты, которых называли расколами. Ездили по рекам и на санях: они легко бежали только в начале зимы, пока вьюги не перегораживали ледяной дороги сугробами.
Сухопутные дороги вели из Полоцка в Псков, Новгород, Менск... Первыми дорожными знаками были зарубки на деревьях, а зимой - высокие колы с клочком соломы на верхушке. Заброшенная дорога через какие-то три десятка лет бесследно исчезала.
В далекие путешествия купцы отправлялись обозами по двадцаць-сорок подвод, чтобы легче было защищаться от лесных разбойников. За день обоз проходил раза в три меньше, чем княжеская дружина. Расстояние кривичи определяли не только верстами, но и давнишними, непривычными нам мерами - "перелетом стрелы", или поприщем, в котором была тысяча шагов.
Полоцкие купцы имели свое собственное торговое место в Киеве - "у двора Брячиславля". К 1159 году относится сообщение про начало регулярной торговли Полоцка с Бременом. Вместе со смоленскими коллегами полочане имели свое представительство в Риге. Из хроники известно, что в 1212-1234 годах там уже существовал целый "кривицкий" квартал с православной церковью святого Миколы.
Столица Полоцкого княжества во времена Всеслава была значительным очагом просвещения. Княжеских и боярских детей монахи учили дома. Действовала школа при Софийском соборе. Немало грамотных людей встречалось и среди простых горожан. Этому подтверждение - граффити на стенах древних зданий. В ХII столетии таким образом увековечил свое имя в киевской Софии: "Воинег писал Журягович полочянин".
Рисую тогдашнюю жизнь, нельзя не сказать про вече, что проходили рядом с Софийским собором. Полоцкое вече было в городе второй властью. Князь возглавлял армию, управлял государством, раздавал вассалам земли с городами. Вече решало вопросы войны и мира, посылало посольства, вершила наивысший суд, оценивала деятельность князя. Когда-то Брячислав Изяславович принял на службу варяжскую дружину Эймунда, только со согласия вечевого схода, который постановил дать князю деньги на расчет с наемниками. Вече имело право требовать от князя ответа за проигранную битву и даже за победу, когда та стоила слишком дорого.
Постепенно полоцкое вече наберет такую силу, что начнет само приглашать князей на престол (правда обязательно с рода Рогволодовичей) и лишать их власти, выгоняя из города. Летописи сообщают, что власть в Полоцке в ХII столетии принадлежала тридцати "мужам", или "старцам". По-сути, Полоцкая земля была боярско-вечевой феодальной республикой с выборным монархом.
Ефросинья Полоцкая.
Попробуем положить перед собой толстенные тома "Мировой истории" и энциклопедий и найти в Европе XII столетия женщину, которую по образованности и по сделанному, ради просвещения своего народа, можно поставить рядом с Ефросиньей. Внучка Всеслава в той эпохе не имела равных себе и в славянском мире, и на всем европейском континенте.
Она не заканчивала университетов. Во-первых, женщин в средневековые университеты не принимали. Во-вторых, когда Предслава родилась, в Европе, сдается, была всего одна альмаматер - в Болоньи. В Париже и Оксфорде они откроются позже.
Ее университетом была литература того времени.
Среди книг, которые переводили и переписывали, приехав на восток славянства, византийские священники и их местные последователи, большинство составляли, конечно, церковные произведения. Но в княжеские дворцы и в монастыри попадали также хроники, исторические повести, естествоведческие трактаты.
Монахиня смогла целиком отдаться книгам. Кроме Библии, она читала произведения римских и византийских богословов, - которых называют отцами церкви. В полоцких книгозборах были произведения выдающегося христианского проповедника Иоанна Златоуста, который образно разоблачал человеческие изъяны и учил читателей добродетели. Той самой цели служили патерики - сборники коротких повествований про людей, хвалебных своей верою. С их страниц восставал фантастический, полный чудес мир, где за человеческие души упрямо боролись силы добра и зла. Про будущее этого мира и про человеческую судьба после смерти повествовала апокрифическая книга "Блуждание Богородицы по страданиям". Еще во времена князя Изяслава в Полоцк могли попасть книги славянских просветителей Кирилла и Мефодия, известные по описанию библиотеки Софийского собора в XVI столетии. Библиотека Софийского собора постепенно стала крупным религиозным и культурным центром, откуда книги расходились по всем западным землям Руси.
Феодальное дробление Полоцкого княжества.
Всеслав Чародей оставил на родословном дереве полоцких князей могучую ветвь. Кроме дочери, благодаря которой в жилах византийских императоров течет кривицкая кровь, он имел шестерых сыновей: Бориса-Рогволода, Давида, Глеба, Романа, Святослава-Георгия и Ростислава, каждый из них получил после смертей отца город с волостью.
После смерти Чародея в 1101 году Полоцкое княжество распадается на несколько удельных княжеств: Менское, Витебское, Друцкое, Логойское. Дробление древнебеларуского государства на отдельные княжества было исторически неизбежно и это не повлияло на его мощь. Первым на востоке Европы на этот путь ступила Полоцкая земля, что свидетельствует о более высокой ступени ее исторического положения.
Удельные княжества дали новый всплеск экономической и духовной жизни. Вместе с тем раздел Полоцкой земли совсем не означал потери ею единство. Во внешней политике Всеславичи выступали заодно, хотя в "семейных" делах их интересы нередко сталкивались, и тогда брат подымал меч на брата.
На престол в столицы Полоцкого княжества после отцовой смерти сел старший Чародеев сын Борис-Рогволод. Который в 1102 году сделал поход на балтское племя ятвягов и, победив их, построил город Борисов. Но через четыре года полоцкая армии в походе на балтское племя зямгалов потерпела неудачу: "Победиша зимегалы Всеславича, всю братью и дружины убиша девять тысяч".
Второй сын Чародея Глеб, который княжил в Менске желал воевать с Владимиром Мономахом, но неудачно. В 1119 году он попал в киевский погреб, где некогда сидел в оковах с отцом. Не просидев в заточении и года, Глеб скончался. Несмотря на расправу над менским князем, Всеславичи и далее вели свою независимую политику. Но и сами же они враждовали между собой. В 1127 году Киевский князь с союзниками напал на часть Полоцкого княжества, но до столицы их армии не дошли - удовлетворились признанием полочанами верховенства Киева.
Через год Всеславичи отказались от похода на половцев, чем обидели великого киевского князя Мстислава, ответом на его просьбу. За это пятерых из них захватили и судили показательно в Киеве. В наказание с женами и детьми посадили в три лодки и отправили в Византию. Византийский кесарь Иван приходился Рогволодовичам родственником, потому ссылка была почетная. Он дал им армии и послал воевать с сарацинами. Полочане воевала очень хорошо и получили награды.
Пока рогволодовичи воевала с врагами Византии, киевские наместники грабили Полоцкую землю. Когда через десятилетие двое братьев Рогволодовичей возвратились из ссылки на Родину, та уже была освобождена от захватчиков. Полоцкое вече в 1132 году выгонало из города киевского ставленника Святополка и объявило князем внука Всеслава Васильку.
Временами Полоцкая земля жила в спокойствии и мире; затихали междуусобицы, вновь устанавливалось единство ее. Хотя она уже была разделена на добрую дюжину удельных княжеств, общие же интересы группировали их в могучую военную и политическую силу.
Когда в Друцке сел смоленский ставленник, шесть полоцких князей сделали в 1180 году победный поход и возвратили город под власть Всеслава II. В объединенной армии вместе с кривичами шли литовцы и воины с подвластного Полоцку племени ливов, которое жило на побережьи Варяжского моря.
Через пять лет полоцкий князь погиб, и в Бельчицкий княжеский храм пришел новый хозяин, младший Всеславов брат, Володша (Владимир). Который занимал полоцкий престол тридцать лет и всё это время желал бороться с новыми смертельно опасными врагами - рыцарями-крестоносцами.
Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей своих земель. Потому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным.
В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, а в 1209 г. разграбили и сожгли Герцыке.
На начале 1216 года полочане совместно с эстами и литовцами готовили новый поход на Ригу против крестоносцев. Но накануне его полоцкий князь Володша внезапно умер. Есть предположение, что он был отравлен немецкими лазутчиками.
В первой трети ХIII века Полоцк и Витебск признали верховную власть смоленского князя Мстислава Давыдовича. Это содействовало объединению сил для борьбы с немецкой агрессией. В 1236 г. под Шавляем рыцари были разбиты литовцами, а в 1237 г. под Драгичином они потерпели поражение от волынского князя Данилы Романовича.
В 1237 году меченосцы объединились с Прусским (Тевтонским) орденом для укрепления своего могущества. Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили политические связи с Владимиро-Суздальской и Новгородской землями, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 году, а 5 апреля 1242 году разбить немецких крестоносцев на Чудском озере.
Полоцкие воины еще не раза праздновали победу над захватчиками с запада. Вместе с литовцами и русскими они вчистую разбили крестоносцев на озере Дурбе в 1260 году. Особенно отличились в борьбе с немецкой агрессией дружины гродненского старосты Давыда, которые не раз еще громили крестоносцев: 1314 г. помощь осажденному Новогрудку, 1319 г. успешный поход в Пруссию, 1323 г. нанесли тяжелое поражение крестоносцам под Псковом и за рекой Нарвой.
В период 1230-1263 года начинается объединение восточно-литовских земель под властью Миндовга и зарождается новое государство Великое княжество Литовское (ВКЛ), процесс становления которого займет 120-130 лет.
Приблизительно в 1262 году в Полоцке княжил Товтивил - племянник Миндовга. После его убийства Товтивила в Литве в результате междуусобной борьбы, в Полоцке некоторое время княжил Гердень. В конце ХIII века Полоцкое княжество попало под власть немецких крестоносцев. В 1307 году полочане обратились за помощью к литовскому князю Витеню, который помог им изгнать немецких крестоносцев. С этого времени Полоцкое княжество вошло в состав ВКЛ.
Заключение.
Из исторического процесса трех соседних княжеств: Новгородского, Киевского и Полоцкого, - мы можем вывести, что название "Киевская Русь" является обобщающим названием по их этническим, культурным, языковым и другим общим чертам, которые объединяли народы этих княжеств (государств) на более раннем этапе (до образования княжеств) - в одном, видимо, огромном народе, племени. Далее идет натуральный процесс дробления, как и сами эти княжества, в последующем, подвергаются такому же процессу дробления. Территории этих трех княжеств на более раннем этапе являлись, практически, центром происхождения и образования новых народностей.
Как мы видим Полоцкое княжество находилось в основании современной Беларуси. Оно имело все атрибуты власти, какие приняты для определения статуса государства, - это законодательная, исполнительная и судебная. В процессе эволюции оно вело самостоятельную политику как в расширении своей территории и своего влияния, а так же защиты себя от захватнической политики соседних государств. Слияние и разъединение территорий государств, оказывается, естественным процессом для государства. Факт существования - это и есть реальность. Проще говоря, государство зародилось, росло и выросло, и стало самостоятельным, заняло свое место на мировой карте под названием Беларусь.
Список литературы:
1. Владимир Орлов. Тайны полоцкой истории. Минск, Беларусь, 1994.
2. Алексеев Л.В. Полоцкая земля. М., 1966.
3. Ластоўскі В.Ю. Короткая история Беларуси. Мн. 1992.
4. Iгнатоўскi В.М. Короткий очерк истории Беларуси. Мн. 1992.
5. Новик Я.К., Марцуль Г.С. История Беларуси: В 2 ч. Ч. 1 От древних времен - по февралю 1917 г. Мн.: Университетское, 1998. - 416с.
6. И.А. Саракавик История Беларуси в контексте мировой истории. Мн.: "Современная школа", 2006. - 456с.
7. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. Ковкель И., Ярмусик Э.
Похожие страницы :