Андреева И.Н.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
// Псiхалогiя, 2003. – № 1. – С. 51-60
Творческой называется личность, способная к созидательно - инновационной деятельности и самосовершенствованию / 7/. Для плодотворных занятий творчеством человеку необходимы определенные качества и их сочетания. В последнее время все большее внимание исследователей привлекает взаимосвязь с творчеством эмоциональных особенностей личности художника.
Эмоциональные характеристики творца обусловлены рядом биологических предпосылок. Так, в большинстве творческие личности обладают художественным типом высшей нервной деятельности, который характеризуется доминированием правого полушария над левым, преобладанием первой сигнальной системы под второй и, следовательно, приматом интуиции над логикой. Описанные выше особенности ВНД способствуют непосредственности и живости восприятия, изучению действительности в ее совокупности, без какого-либо членения или разъединения, образности мышления, яркости воображения, выраженной эмоциональности.
Художественный уровень, художественная функциональная система психики включает в себе способность к созданию и восприятию художественны произведений. Эта комплексная способность содержит в себе:
- способность к художественно-образному отражению мира, т.е. такому его творческому восприятию, идеальной переработке и воссозданию, в котором соединяются объект и отношение к нему субъекта, предметная информация о мире и его ценностное отражение ( интерпретация и оценка);
- способность к созданию художественной реальности наглядных образов, вызывающих сопереживание и идеальное событие субъекта;
способность пользоваться языком искусства, т.е. во-первых, обратно моделировать мир и свое отношение к нему как художественную реальность с помощью существующего в сознании и мысленно целесообразно организованного художественно-языкового материала, его элементов, структуры и фактуры, и, во-вторых, воплощать идеальное образно–языковое целое произведения в реальном чувственном материале.
Утрата либо отсутствие любой из этих граней художественного дарования означает невозможность создавать реальные и полноценные художественные произведения. Однако в рамках художественной целостности психики у разных художников соотношение этих знаний, как и место в этой системе исходных психических первоэлементов, может быть различным /4/.
Предпосылкой художественных и интеллектуальных способностей творца является высокая чувствительность нервной системы, которая характерна для меланхолического темперамента. Настроение меланхолика изменчиво, он часто грустен, неуверен в себе, тревожен. Однако человек с таким типом темперамента обычно старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, хотя очень склонен к их переживанию.
Художник, зачастую не проявляя непосредственно свои чувства, определенным образом кодирует их в образах своего произведения. В данном случае чувство требует не только свободного переживания, не только простого следования за ним, и вместе с тем определенного самоконтроля, самонаблюдения, взгляда на себя со стороны. Художнику необходимо разрешить в себе противоречие: с одной стороны, свободно, беспрепятственно, не заблокировано переживать чувства, с другой – уметь воспринимать и выражать их в творчестве как бы с позиции стороннего наблюдателя. Чтобы иметь представление о том или ином явлении, творческие люди переживают его в душе и лишь затем могут высказать другим свое понимание. «Обуздывание своих внутренних чувств делает художника самоуглубленным, постоянно погруженным в себя, в свои переживания» /5; с. 115/. Человек становится как бы безучастным к тому, что происходит вокруг него, безучастным ко всему окружающему наблюдателем. Но мнение о художнике как о «человеке, бродящем повсюду с неизменной записной книжкой в руках», как о профессиональном «записывателе» и «соглядатае жизни» /9; с; 257/ неверно, ведь образ – это единство рационального и эмоционального. «Искусство – это …. отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается» /1; с 123/.
Есть основания полагать, что расцвету таланта художника может способствовать характера по экзальтированному (лабильному) типу благодаря яркости чувств, глубине и силе эмоциональных переживаний, артистическому дарованию и художественному вкусу, высокой чувствительности, способности к эмпатии. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, поисками красоты и смысла жизни способствуют тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов. Полнота чувств требует разрядки, что и осуществляется в процессе художественного творчества. Однако присущие данному типу черты (импульсивность, впечатлительность, непрактичность) нередко ставят художников в тяжелые жизненные ситуации, способствуя унынию и разочарованию.
Эмоциональные черты творческого человека придают своеобразную окраску его познавательным процессам. Для художника актуальна образная, в первую очередь, эмоциональная память; наблюдается своеобразная взаимосвязь с эмоциями его мышления и воображения. Так, художественному мышлению свойственно многообразие ассоциаций, их переходы, которые невозможно предсказать с точки зрения логики, часто неожиданные сочетания далеко отстоящих друг от друга явлений. Своеобразная «мозаика» ассоциаций, тривиальных и оригинальных, может показаться ученому совершенно нелогичной, однако, она строиться по законам эмоциональной логики, на основе эмоциональных, а не понятийных конструкций. Зачастую эту «мозаику» объединяет одно переживание, которое как бы цементирует произведение. Чем более искренен художник в своих чувствах, тем в большей мере его творения заставляют читателя сопереживать лирическому герою и преклоняться перед талантом автора. Подлинный творец с помощью своих эмоциональных сил оживляет и преобразует реальность: силой своей любви «он может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого» /10, с 77/.
Сама эмоция рассматривается в данном случае как творческий акт. Согласно концепции «эмоциональной креативности», разрабатываемой, в частности, Е. Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Таким образом, когда мы говорим об индивидуальности, нас прежде всего интересует эмоциональный аспект человеческой жизни. И креативность (творческость) – это реализация человеком собственной индивидуальности. В свою очередь «самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности … являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того, чтобы развивать творческость, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием». /12, с27/
Особенно плодотворным делает творческий процесс вдохновение – специфическое творческое состояние ясности мысли, интенсивности работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, обостренного чувства формы, сильнейшего выброса накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта, непосредственного включения его в творчество.
Состояние вдохновения связано с почти неослабевающим постоянным напряжением, дискомфортом. Зарождение нового в сознании человека «имеет истокам особое душевное состояние, выражающиеся в неясном томительном беспокойстве, нервной возбужденности» /11; с 117/. Человек стремиться освободиться от беспокойства, что становиться возможным только после более или менее удачного решения внутреннего конфликта. Большинство творческих личностей постоянно находится в подобных состояниях. В субъективном плане данные эмоциональные состояния не доставляют удовольствия, однако, творчески одаренные личности продолжают сознательно или бессознательно искать эти переживания. Такие люди отличаются природным сопротивлением длительному равновесию, непринятием душевной статики. По мнению Б.Айдюсона, творческие люди испытывают сильнейшее напряжение во время работы, часто раздражаются либо отчаиваются, но это состояние дискомфорта не влияет на их убежденность в том, что их работа приятна, как никакая другая. /6/
После творческого акта у художников нередко возникает чувство опустошенности. В процессе овладения творчеством со временем сохранять отзывчивость к новым переживаниям становится все труднее. То, что вдохновляло, необходимо усиливать. «В процессе творческой эволюции, с одной стороны, налицо потребность психики в новых и новых сильных впечатлениях и переживаниях, с другой – в той или иной мере очевидны симптомы ее изношенности». /11; с106/ И в результате – усиление лабильности психики, быстрые и частые переходы от повышенного настроения и угнетенности и наоборот, повышенная впечатлительность, нервность, неуравновешенность, экзальтация, иногда приобретающие болезненные формы. Все это – следствие постоянного переживания высокой амплитуды чувств и постоянной концентрации на себе и своих впечатлениях.
Специфика творческого процесса способствует устойчивому проявлению и дальнейшему развитию ряда эмоциональных характеристик личности творца. Для творческих людей характерна так называемая «детскость» мировосприятия, под которой понимается комплекс психических качеств, таких как умение живо и непосредственно реагировать на окружающий мир, легко увлекаться новым, пылкость воображения, богатство фантазии, неослабевающая активность чувств, способность мгновенно приходить в состояние внутренней приподнятости вдохновения. /1/
По мнению Э.Торранса и Л.Холла, главной отличительной чертой творческой личности является способность удивляться. Творческие личности «приходят в восторг, ознакомившись с новым методом проблемы, и предполагают свои модификации идеи и новые ее приложения, в то время как менее творческие личности скорее направлены на поиск недостатков, критику, а не на выявление дополнительных возможностей. Все новое и необходимое у них вызывает интерес, в то время как у нетворческих людей – подозрение и далее враждебность». /3; с28/
По сравнению с обычными людьми для художника значение внутреннего мира первостепенно и потому все направлено на его укрепление. Соответственно ослабляется значение внешнего мира. По мнению Д.Чармса, это происходит по той же причине, что творческие люди являются так называемыми «самобытными» индивидами. «Самобытному индивиду присуще сильное чувство личной причастности, ощущение, что центр сил, влияющих на его окружение, находится в нем самом. /6; с 104/
Подъем сил в тот момент творчества и последующая опустошенность накладывают отпечаток на личность художника, проявляясь и в повседневной жизни, отсюда и «безудержное стремление к одиночеству». /6; с107/. С одной стороны, одиночество может быть позитивным, являясь необходимым условием творчества. Согласно Э.Фромму, плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и покоя. «Плодотворный труд и мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, бывать в покое и наедине с собой. Возможность прислушаться к самому себе – это предпосылка возможности услышать других» /10; с 92/. С другой стороны, одиночество иногда носит негативный характер. Это не значит, что художник живет изолированно от людей, не вступая с ними ни в какие контакты, существуя на примитивном или вообще сниженном уровне. Основанием для чувства одиночества здесь является неудовлетворенность кругом общения и связанная с этим депрессия. Такая неудовлетворенность заставляет творческого человека часто менять друзей, места работы или учебы. Часто сам художник понимает, что его трудности во взаимоотношениях с другими людьми происходят не из-за обстоятельств или случайных черт его личности, а из-за его внутренних качеств, которые действуют неодолимо. «Состояние одиночества, таким образом, отчасти избирается самим художником, отчасти навязывается ему как условие творческого успеха и творческих поисков». /6; с. 107/
Бытовое поведение художника часто театрализовано, он затрачивает (сознательно или нет) много усилий на создание имиджа для всевозможных ситуаций. Поведение художника –своеобразный акт творчества, фундаментом для которого является развитое чувство собственной уникальности. «Художник отвергнут от мира, его прагматический переходящий суеты. Он – принципиальный аутсайдер, живущий на орбите чистой духовности. Ему не писаны законы, он творит их сам для себя, заглядывает во внутренний мир, самовыражаясь, полагаясь на интуицию, а не знание». /5; с 94/.
Таким образом, эмоциональные особенности творческой личности складываются на основе ряда биологических и социальных предпосылок (художественного типа ВНД, меланхолического темперамента, экзальтированного типа акцентуации характера), развиваясь и закрепляясь затем под воздействием творческого процесса.
Под нашим руководством Е.Н.Бритиковой в 1999-2000 году было проведено исследование некоторых личностных особенностей творческих людей. Была использована батарея методик в следующем составе: многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла, опросник Х.Шмишека, личностный опросник А.Т.Джерлсайд, методика Дембо-Рубинштейн. Для статической обработки данных были использованы: метод корреляционного анализа (коэффициент Спирмена) и метод выявления различий в распределении признака (критерий х2 Пирсона).
В исследовании приняли участие творческие люди г.г. Витебска, Полоцка и Новополоцка (30 человек, из них 15 женщин и 15 мужчин). Они принадлежали к трем категориям: люди, занятые образно-художественным творчеством («художники»), музыкальным творчеством («музыканты»), вербально-поэтическим творчеством («поэты, писатели»). Каждая группа насчитывала 10 человек (5 мужчин и 5 женщин).
В данной работе мы приведем только результаты изучения некоторых эмоциональных особенностей творческих людей.
Чувство одиночества склонны испытывать эмоционально устойчивые мужчины и неустойчивые в эмоциональном плане женщины. Одинокие (или с чувствующие себя таковыми) мужчины обычно спокойны и невозмутимы, не склонны предпринимать какие-либо действия, чтобы избавиться от этого чувства. Переоценивая собственную значимость, они, по-видимому, склонны «упиваться» чувством своей уникальности, считая, что чувство одиночества неизбежно сопутствует ему.
Творческие женщины, чувствующие себя одинокими, напротив, напряжены, взвинчены, беспокойны. Им свойственна повышенная мотивация избегания чувства одиночества. В том случае, если данные стремления не удовлетворяются, возникает состояние фрустрации.
Чувства одиночества испытывают, как правило, те творческие женщины и мужчины, которые отличаются повышенной активностью. Напротив, люди робкие, застенчивые, предпочитающие большему обществу одного-двух близких друзей, не склонны чувствовать себя одинокими. Интересно, что поиск новых социальных контактов, дающих новые впечатления для творчества, не избавляет от одиночества даже общительных творческих личностей, а напротив, усиливает у них данное чувство.
Чувство одиночества сильнее выражено у «писателей, поэтов», нежели у «художников» и «музыкантов». По-видимому, это связано с особенностями протекания творческого процесса у различных категорий творческих людей. «Музыканты» работают среди единомышленников и поэтому практически не испытывают одиночества. «Художники», хотя и работают индивидуально, склонны видеть в каждом человеке личность, обладают широким кругом общения и придерживаются норм межличностных отношений. «Писатели» склонны рассматривать все окружающее, как некий материал для будущих произведений. К тому же особенности писательского труда (необходимость перевоплощаться в различных персонажей, жить их жизнью), театрализованность бытового поведения -- все это требует высокого уровня самоконтроля эмоций и не способствует искренности во взаимоотношениях.
С чувством одиночества в ряде случаев взаимосвязан враждебный настрой по отношению к окружающим. Такая взаимосвязь характерна для творческих женщин в отличие от мужчин. У женщин чувство одиночества коррелирует также с половым конфликтом (у мужчин данная взаимосвязь не обнаружена). Враждебность проявляется сильнее у «поэтов, писателей», чем у «художников» и «музыкантов». Наряду с тем, что «поэты, писатели» чувствуют себя более одинокими, они характеризуются прямолинейностью, резкостью, агрессивностью, склонностью к доминированию.
Интересна на наш взгляд, выявленная нами система взаимосвязей ряда эмоциональных характеристик творческих женщин и интеллекта. При наличии высоких оценок по данному фактору у них наблюдаются не только зависимость, мягкость, женственность, способность к эмпатии, но и напряженность, взвинченность, активное неудовлетворение стремлений. Чем выше творческий потенциал и независимость женщины, тем пессимистичнее она воспринимает действительность. Возможной причиной этого является традиционное понимание обществом роли женщины. Если женщина, занимающаяся творчеством, сталкивается с явным или скрытым неприятием своей деятельности, то, обладая выраженными интеллектуальными способностями, она глубоко осознает и переживает осуждение обществом своего несоответствия гендерной роли. Чем интенсивнее это переживание, тем вероятнее проявление у нее чувства агрессии в качестве защитной реакции.
Таким образом, в результате исследования было установлено, что эмоциональные особенности творческого человека зависят от исполняемых или гендерных ролей и во многом определяются особенностями творческого процесса.
1. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2т. Т. 1: Учебное пособие – 5-е изд., допол. – Смоленск: Русич, 1997. – 576 с.
2. Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. – Новосибирск: Кн. изд.-во, 1989. – 126 с.
3. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., Искусство, 1991. – 432 с.
4. Закс Л.А. Художественное сознание. – Свердловск: Изд.-во Уральск. Университета, 1990. – 212 с.
5. Затонский Д. Творчество писателя и личность писателя. // Вопросы литературы, 1982, №7.
6. Кривцун О.А. Личность художника как предмет психологического исследования. // Психологический журнал, том 17, №2. – 1996. - С. 99-109.
7. Навумчык В.М. Выхаванне творчай асобы як педагагічная задача // Веснік БДУ. Серыя 4, №2, 1996. -- С. 72-76.
8. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1:Общие основы психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. – 3-е изд. – М.:Владос, 1998.—632 с.
9. Паустовский К.Г. Поэтическое излучение. – М.: «Мол. Гвардия», 1996. – 431 с.
10. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. –Мн., ООО «Попурри», 1998. – 671 с.
11. Цыпин Г.М. Музыкант его работа. – М.: «Советский композитор», 1988. – 384 с.
12. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии, 1997, №4.