О реконструкции церковного наследия Белоруссии в XIX в.: «исправление» полоцкого костела иезуитов
И. Н. Слюнькова
Историография культуры Белоруссии в основном обходит вопросы преобразования в XIX в. сложившихся на протяжении предыдущих столетий памятников монументального церковного зодчества края, давая этому явлению только общие оценки. Вместе с тем Белоруссии более, чем другим областям, входившим в состав Российской империи, оказался привит специфический опыт «исправления» исторических построек церковной архитектуры, приспособления их к общим регламентам устройства православной церкви и иностранных вероисповеданий Российского государства. Притом речь идет не о характерном для многих древних памятников наслоении разновременных фрагментов, отражающих отдельные строительные периоды храма, а о целенаправленном кардинальном переустройстве архитектурного облика культовых сооружений.
Крупные реконструктивные строительные работы на памятниках культового зодчества более характерны для исторических этапов смены цивилизаций, падения и становления государств и общественных формаций. Архитектурные преобразования древних сооружений и придание им новых форм и дополнительных символических значений нередко становились знаменательной приметой существенных поворотов мировой истории. Общеизвестны факты приспособления в эпоху раннего христианства здания базилики гражданского типа для церковного богослужения, после падения Византии христианские храмы перестраивались в мечети и т. д. В составе Северо-Западного края Белоруссия оказалась в положении региона активного преобразования костелов в православные церкви. Среди шести (после 1847 г. семи) католических епархий империи белорусские земли по численности прихожан, действующих монастырей и костелов превосходили другие западные губернии. По статистике в 1842 г. в империи насчитывалось 2800427 прихожан католических епархий, в том числе 592672 в Могилевской, 275776 в Минской и 984200 в Виленской, в которую входила и Гродненская губерния. Таким образом, около 50% католиков страны было сосредоточено в Белоруссии. На территории Белоруссии и Литвы действовали 73 из 106 католический монастырей империи [2].
Принятые за основу политики российской монархии идеи Просвещения, утверждающие определяющую роль идеального, разумно устроенного государства, способного устранить разногласия между церквами, провозглашали свободу вероисповеданий при условии подчинения их гражданским законам. Вообще говоря, в действиях по приспособлению костела для нужд православного богослужения нет ничего неканонического. Поскольку храм — дом Бога, каждый христианский храм, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, больше, чем иное сооружение, мог служить для отправления культа. И только в практике преобразования костела в православный храм вставали вопросы устранения принципиальных различий их архитектурной организации, связанных с церковной традицией, правилами литургического действия православной и католической церкви. Массовая перестройка исторически сложившихся инославных храмов в православные в итоге привела к гибели большинства культовых сооружений, как католических, так и православных обителей, насельники которых переводились в здания упраздненных католических монастырей.
Проявлявшиеся в церковном зодчестве России, начиная с XVIII в., черты европеизации русской культуры открывали возможность все более широкого проникновения в православный мир западной, классицистической интерпретации священных образов и распространения иконографических образцов в архитектуре, общих для католической и православной церкви, что, казалось бы, должно было сгладить противоречия между обеими традициями храмостроения. Вместе с тем приспособление костелов к православному богослужению имело катастрофические последствия, оказало одинаково разрушительное воздействие на церковное сознание и католиков, и православных. До конца XVIII в. исторических прецедентов реконструкции, кардинальной реорганизации архитектурной формы католического храма не существовало.
Первые шаги по архитектурному переустройству и приспособлению упраздненных костелов осуществились в начале 1830&х гг. Поэтому имеет смысл более подробно остановиться на истории костела св. Станислава (до 1745 г. св. Стефана) коллегии иезуитов в Полоцке. Архивные документы позволяют проследить основные этапы проектирования и составить представление о методике его реконструкции [3]. Утвержденный Николаем I проект «исправления» поиезуитского костела в городской Свято-Николаевский собор датирован 1831 г., он включал три позиции: сохранить примыкавший к храму монастырский корпус для прохода в собор воспитанников Полоцкого кадетского корпуса, устроить только один престол, уничтожить сооружение кафедры в интерьере.
В дальнейшем функции заказчика стали исполнять пользователи здания. Контроль за реализацией проекта перешел к местному православному архиерею, опиравшемуся на поддержку генерал-губернатора. На этом этапе существенно корректировалось содержание и обсуждались детали проекта. Полоцкий епископ Смарагд (Крыжановский), совместно с генерал-губернатором Н. Н. Хованским, обратился к обер-прокурору Синода с просьбой согласовать уточнения по заданию на проект. В качестве аргумента приводился довод о необходимости «посреди тамошних иноверцев» в точности выполнять примерное богослужение, свойственное греко-российской церкви, а именно: совершать крестные ходы, «во все праздничные, воскресные и высокоторжственные дни служить две или три литургии» и, следовательно, устроить в храме три престола, наконец, сохранить архиерейскую кафедру.
Программа приспособления составлялась исходя из требований православного богослужения. К ним относились: устройство в восточной части трех алтарей — главного и боковых приделов, — с отделением их от молящихся алтарной преградой; соблюдение традиционной иконографии в росписях интерьера; упразднение католических алтарей в апсиде, боковых нефах, при столбах храма; замена церковной утвари на православную.
Строительный комитет Департамента военных поселений предложил вариант проекта, отвечающий замечаниям архиерея. Для совершения крестных ходов вокруг церкви предлагалось в примыкавшем к храму двухэтажном здании бывшей коллегии пробить проход. Два дополнительных престола планировалось разместить в боковых нефах, на месте сакристий костела. Для устройства приделов и установки иконостасов стены двух симметричных сакристий по сторонам от главного алтаря были полностью, до сводов, разобраны. Одобрялось также предложение о переносе кафедры с правой на левую сторону собора. Соответствующий новый вариант проекта был составлен в 1834–1836 гг. Строительной комиссией кадетского корпуса (размещенного на месте бывшей иезуитской академии) и согласован с епископом Смарагдом.
В костеле следовало убрать пристенные жертвенники и устроить отдельно стоящие, центрально расположенные престолы в главном алтаре и алтарях приделов. Выполняя указания о разборке находившихся в апсиде трех католических алтарей, авторы проекта отмечали художественную ценность обрамлявших алтари ордерных композиций, являвшихся неотъемлемым элементом пластического решения стены. Поэтому предлагалось архитектурный декор алтарей оставить и убрать только выступы бывших католических жертвенников, а также снять иконы.
Образ храма, в представлении заказчика, определялся как внутренним пространством, так и внешним обликом сооружения, его доминирующей ролью в окружающей застройке, силуэтом храма в системе поселения. Только сумма этих составляющих, по мнению заказчиков и авторов проекта, отвечала задачам соответствия реконструированного костела традиционным представлениям о православной соборной церкви.
Оптимальным считалось преобразовать купольную двухбашенную базилику в пятиглавый храм. Первоначально планировалось разобрать две боковые башни главного фасада и установить только одну над фронтоном, и вновь построить с четырех сторон храма четыре дополнительных главы, получив, таким образом, пятиглавое завершение собора. Из соображений экономии казенных средств был одобрен проект губернского архитектора Беттини (1834 г.), по которому предлагалось в целом сохранить двухбашенное завершение нартекса храма, отчасти изменив форму купола и завершения башен с заменой над ними крестов. Центричность объема храма дополнительно обозначалась устройством входов в него по трем сторонам света — западного и симметричных по оси север-юг. Уничтожался и скульптурный декор фасадов, отдавалось распоряжение убрать стоявшие по сторонам фронтона вазы. По наружным стенам костела были разобраны и переделаны три наружных фронтона (со стороны алтаря и два боковых со стороны трансепта), пробиты дополнительные оконные проемы в барабане купола.
Царским заказом определялось типовое цветовое решение фасадов собора, единообразное для партикулярных зданий в застройке городов России позднего классицизма. Однако внесенное в смету решение о покраске фасадов в желтый цвет архитектором комиссии оспаривалось. Он предлагал оставить белый цвет, который, во-первых, в большей степени, «лучше и яснее», отделит храм от строений кадетского (бывшего монастырского) корпуса, также окрашенного охрой, во вторых, практичнее по климатическим условиям. Стилистические вопросы реконструкции как способа обозначения в архитектуре конфессиональной принадлежности храма в начале 1830&х гг., судя по материалам перестройки полоцкого костела, не ставились. На этапе господства классицизма стилистические различия форм костелов и православных храмов не имели существенного значения.
Производилась замена храмовых икон и церковной утвари, хотя часть полотен церковной живописи, находившейся, очевидно, в боковых алтарях, среди которых упоминалось произведение известного художника середины XVII в. Сальватора Розы, сохранялись в соборе и после реконструкции. Церковными предметами, не употребляемыми в православном богослужении, распоряжалась Римско-католическая духовная коллегия. Так орг&覙н полоцкого костела был передан ею в собственность ордена пиаров, а те продали его в Вильно, церкви тамошней медико-хирургической академии. Типография полоцких иезуитов была вывезена в Киев.
Перечень необходимых предметов убранства храма составляли архитектор Порто и протоиерей Стефан Петрима. Поскольку образа «католического вида» были «предложены к уничтожению», требовалось написать четыре местных иконы для иконостаса, а также четыре больших иконы для замены помещавшихся в резных с колоннами боковых пристенных алтарях «колоссальных» католических икон. Следовало написать новые иконы для замены алтарных католических образов, помещавшихся в апсиде, на горнем месте. Стены и своды храма, вместо католической живописи, надлежало украсить живописью «в греческом вкусе». Намечалось вызолотить капители колонн и пилястр. Требовалось приобрести четыре серебряные лампады к местным иконам иконостаса, 10 лампад «хорошей работы апплике» к иконам по сторонам иконостаса, большое паникадило на средину храма «хорошей работы апплике» о 48 свечах и четыре меньших в 24 свечи и ко всем ним железные цепи, четыре больших подсвечника апплике к храмовой иконе и шесть меньших подсвечников выносных, утварь и церковные ризы.
Впервые была разработана иконографическая программа приспособления бывшего костела к православному богослужению, она включала настенные росписи и образа иконостаса. Программа живописных работ составлялась членами Академии художеств Иваном Яковлевым и Яковом Васильевым, а сами работы исполнялись в Петербурге. Новое живописное убранство храма ограничилось заменой росписей в главном алтаре св. Николая и алтарях двух вновь устраиваемых боковых приделов, посвященных, по примеру петербургских храмов, архангелу Михаилу и св. Александру Невскому. В главном алтаре, за горним местом, в конхе апсиды назначалось разместить «Воскресение Христово» и со стороны жертвенника — «Положение во гроб». В Архангельском приделе за горним местом полагалось написать образ Саваофа, а возле жертвенника — Снятие с креста. В приделе Александра Невского за горним местом следовало изобразить сцену Моления Христа, а к жертвеннику — Распятие. Усиление значения росписей конхи апсиды в алтаре рассматривалось в комплексе с установкой низких иконостасов. Действительно, состав икон для каждого из трех иконостасов включал только самые необходимые образа — Благовещение и евангелисты на царских вратах, четыре иконы местного ряда и росписи северных и южных дверей (в главном алтаре архангелов Гавриила и Михаила, в Архангельском приделе архидиаконов Стефана и Лаврентия, в Александро-Невском приделе апостолов Петра и Павла). Предусматривалось также полностью заменить росписи на лицевых сторонах столбов, обрамлявших пространство перед главным алтарем и алтарями боковых приделов. На них изображались евангельские сюжеты: прокаженного, воздающего хвалу Богу; «человека, впавшего в разбойники и оказавшего благодеяние самаритянину»; мытаря и фарисея, «вшедших в церковь помолиться»; крещения Спасителя.
Освящение Николаевского собора в Полоцке состоялось 5 февраля 1833 г., а 30 апреля того же года, при учреждении Полоцкой епархии, он был обращен в кафедральный. Таким образом, наиболее тщательная проработка проекта «исправления» осуществлялась уже после открытия собора, когда проявились несоответствия внутренней организации храма правилам православного богослужения, в то время как сохранить для действующего собора общие внешние формы базилики оказалось вполне приемлемым. В 1839 г. собор был преобразован в церковь Полоцкого кадетского корпуса, с 1865 г. Полоцкой военной гимназии. По просьбе жителей в 1875 г. храм снова стал городским собором с приписанной к нему Софийской церковью.
Проблема обособления церковного образа в архитектуре и изобразительном искусстве нового времени ставится и разрабатывается многими учеными — богословами и медиевистами, от Л. Успенского до Х. Бельтинга. Одним из малоизученных, значительных и во многом трагических явлений этого порядка, по-видимому, следует рассматривать трансформацию и в определенном смысле утрату церковного образа в белорусской архитектуре, как следствие исправления и кардинальной реконструкции наследия культового зодчества края с целью его приспособления к общегосударственным регламентам империи.
[1] Работа подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 04-04-00137а.
[2] РГИА, ф .821, оп. 138, д. 1, 1842 г., л. 93.
[3] См.: РГВИА, ф. 405, оп. 7, д. 385, 1835–1839 гг., л. 17–118.
БЕЛОРУССКИЙ СБОРНИК N* 3
Похожие страницы :
Нет похожих страниц.