ХРУЦКИЙ Иван Фомич Источник: Ссылки по теме: П О Л О Ч А Н Е ХРУЦКІ Іван Фаміч Галерея работ Ивана Фомича Хруцкого Полотна Ивана Хруцкого будут выставляться в Полоцке Урачыстасці ў Полацку з нагоды 200-годдзя І.Ф. Хруцкага |
ХРУЦКИЙ Иван Фомич Иван Фомич Хруцкий (27 января 1810 — 13 января 1885) — белорусский художник, живописец. Знаменит своими натюрмортами и групповыми портретами. В историю белорусского и русского искусства Хруцкий вошел своими эффектными композициями, где предметы выписаны с потрясающей точностью. Его работы, выполненные в 1830-х годы - период формирования и распространения натюрморта в Российской империи, породили волну подражаний. Родился в семье белорусского униатского (греко-католического) священника Фомы Ивановича Хруцкого в городке Ула Лепельского уезда Витебской губернии. Первоначальное художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком лицеуме на факультете "свободных художеств", который закончил около 1827 года. В 1827 году Хруцкий приезжает в Петербург, где берет уроки у Георгия Дау. В 1830 году он поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, Максим Воробьев, Карл Брюллов, Федор Бруни. К 1832 году относятся первые датированные этюды художника - "Натюрморт с вазой" и "Натюрморт с птичкой". К ним примыкает группа других подобных же работ ("Плоды и птичка", 1833; "Фрукты", 1834; "Виноград и фрукты", "Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном", б. г.), отличающихся простой композицией. Данный жанр в официальных документах того времени называли "живопись цветов и фруктов". От ранних простых постановок, состоящих из нескольких предметов, И. Хруцкий быстро приходит к значительным по размерам натюрмортам со сложной композицией ("Цветы и плоды", 1836, 1839; "Натюрморт со свечой", "Цветы и фрукты", "Плоды, фрукты, битая дичь"). Эти произведения вызывали благожелательные отзывы критиков. Успех работ способствовал тому, что художник повторял некоторые из них с незначительными изменениями, добавляя "новые" предметы, которые до него не встречались в натюрмортах. Академический Совет отметил работы Хруцкого: в 1836 году он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 году ему было присвоено звание свободного художника "во внимание к хорошим сведениям <...> в ландшафтной живописи". И. Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества ("Вид на Елагином острове в Петербурге", 1839; "Вид в имении", 1847). Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х годов - "Портрете жены с цветами и фруктами" (1838) - молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму. Картина "Старуха, вяжущая чулок" (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, - А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. За эту работу И. Хруцкий получил малую золотую медаль. В 1839 году Иван Фомич Хруцкий был удостоен звания академика живописи. С этого времени И. Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины. После смерти отца он оставляет Петербург и около 1840 года возвращается в Беларусь на Полотчину - в родительское имение Захарничи. В этот период много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. По настоянию своего покровителя, бывшего униатского митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для храмов белорусских и литовских городов. Работает он и как пейзажист ("Вид в имении", 1847). В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого Виленскогоо альбома И. Вильчинского - серии литографированных городских видов, выпушенных в Париже. Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров - своеобразным жанром "в комнатах" ("Мастерская художника", б. г.; "Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря", "В комнате", оба 1854; "В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи", 1855, и др.). Наряду с религиозной живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его "интерьеры". И. Хруцкий писал и групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить "Семейный портрет" (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решенная в сдержанных, приглушенных тонах. В собственно портретном творчестве И. Хруцкий проявляет себя учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, неизвестного молодого человека (1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) - один из лучших из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в "Автопортрете" (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения - прием, к которому художник прибегал довольно часто. Имя Ивана Хруцкого сегодня возвращается в белорусское культурное пространство. Это же происходит и в отношении европейского сообщества, - 2010 год ЮНЕСКО объявила Годом Ивана Хруцкого. Имя художника внесено в Список памятных дат ЮНЕСКО. В Беларуси в 2010 году запланировано много мероприятий по празднованию юбилея живописца. На родине мастера в Полоцке будут организованы выставка работ художника, конференция, пленэр, конкурсы молодых художников. На Полоччине планируется установить бюст знаменитого земляка. Картины Ивана Хруцкого в 2010 году будут экспонироваться в Лувре, а также в штаб-квартире ЮНЕСКО. Лит.: Жыццё і творчасць Хруцкі Іван Фаміч // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. – Мн., 2003. – Т. 17. – С. 64 – 65. Хруцкі Іван Фаміч // БелСЭ: у 12 т. – Мн., 1974. – Т. 11. – С. 82. Хруцкі Іван Фаміч // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: у 6 т. – Мн., 2003. – Т. 6. Кн. 2. – С. 84. Хруцкі Іван Фаміч // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: у 5 т. – Мн., 1987. – Т. 5. – С. 458. Хруцкі Іван Фаміч // Беларусь: Энцыкл. даведнік. – Мн., 1995. – С. 745. Іван Хруцкі (1810 – 1995): Альбом-каталог. – Мн.: Беларусь, 1990. – 200 с.: іл. Алексеева, Т.В. Развитие бытового жанра: [о тв-ве И.Ф. Хруцкого] // История русского искусства: Т. 2. Кн. 2. – М., 1964. – С. 243 – 245. Герчук, Ю. «Фламандской школы пестрый сор»: [об Иване Фомиче Хруцком] // Живые вещи. – М., 1977. – С. 31 – 32. Дробаў, Л.М. Іван Хруцкі // Беларускія мастакі ХІХ стагоддзя. – Мн., 1971. – С. 42 – 48. Дробов, Л.Н. Становление изобразительного искусства Белоруссии: [об И.Ф. Хруцком] // Живопись Белоруссии ХІХ – начала ХХ в. – Мн., 1974. – С. 54 – 62. Іван Фаміч Хруцкі // Памяць: Гіст.-дакум. хроніка Бешанков. р-на. – Мн., 1991. – С. 60 – 61. Кузнецов, С.О. Живописец И. Хруцкий. Проблема интерпретаций творчества “среднего художника” ХIX в. // Проблемы изобразительного искусства ХIX столетия. – Л., 1990. – С. 82 – 99. Русецкий, А.В. Искусство живописи / А.В. Русецкий, Ю.А. Русецкий // Художественная культура Витебска с древности до 1917 года. – Мн., 2001. – С. 176 – 180. Бебрына, Г. Іван Хруцкі – мастак з Віцебшчыны (Метад. распрацоўка заняткаў для шк. 6 – 7 кл.) // Віцеб. сшытак. – 1997. - № 3. – С. 115 – 121. Брикс, Н. Прости, художник: Размышления журналиста после посещения могилы И.Ф. Хруцкого // Цэнтр. газ. – 1998. – 25 верас. – 1 кастр. Брикс, Н. Трава забвения: [Иван Хруцкий и его картины] // Цэнтр. газ. – 2000. – 28 ліп. Вакар, Л. Спрэчкі пра Івана Хруцкага // Віцеб. сшытак. – 1997. - № 3. – С. 107 – 114. Глушков, В. Достоин памяти потомков // Химик (Новополоцк). – 1987. – 20 янв. Глушкоў, У. Ушануем славутага земляка [Івана Хруцкага] // Сцяг камунізму (Полацк). – 1987. – 1987. – 4 студз. Данілаў, В.М. Вачыма мастака // Пачатк. шк. – 1997. - № 5 – 6. – С. 39. Долженкова, Н. «Прошу возвести меня в звание свободного художника…» // Род. прырода. – 2002. - № 4. – С. 36. Дробаў, Л. Жывапісец Іван Хруцкі // Беларусь. – 1967. - № 9. – С. 26. Замірскі, В. Помнік на магіле майстра // Новая газ. (Наваполацк). – 1992. – 12 жн. Крачкоўскі, А. Акадэмік жывапісу з Улы // Зара (Бешанковічы). – 1984. – 4 жн. Крачкоўскі, А. Багатая спадчына: [старонкі з біяграфіі мастака І. Хруцкага] // Зара (Бешанковічы). – 1986. – 8 ліп.; 6 верас. Крачкоўскі, А. Жывапісец з Улы // Віцеб. рабочы. – 2000. – 25 ліп. Крачкоўскі, А. Майстар партрэта, нацюрморта, пейзажу // Зара (Бешанковічы). – 2000. – 4 крас. Крупица, Н. Из жизни одной картины: [о картине И.Ф. Хруцкого “Натюрморт со свечой”] / Н. Крупица, Л. Михневич // Веч. Витебск. – 1999. – 24 дек. Крупица, Н. Со свечой у портрета известного художника: [о художнике И.Ф. Хруцком] // Витьбичи. – 2005. – 12 февр. Лабачэўская, Л. Акадэмік жывапісу, майстар нацюрморту // Кліч Радзімы (Шаркаўшчына). – 2000. – 25 кастр. Лебедев, Г. Личность Хруцкого: сплошные проблемы и начало их решения // Витьбичи. – 1998. – 6 янв. Малашэня, Л. Праўнучка мастака Хруцкага вярнулася дадому // Нар. слова. – 1997. – 5 чэрв. Малашэня, Л. У памяць пра Івана Хруцкага: [аб адкрыцці помніка мастаку на могілках каля в. Захарнічы Полац. р-на] // Полацкі весн. – 1992. – 5 жн. Міхайлаў, А. Рэпрадукцыя мастака: [на паштовай марцы] // Віцеб. рабочы. – 1979. – 4 кастр. Мудров, В. Художник из-под Полоцка // Химик (Новополоцк). – 1982. – 27 февр. Паньшына, І. Нацюрморт, партрэт, пейзаж / І. Паньшына, А. Рэсіна // Мастацтва Беларусі. – 1986. - № 6. – С. 43 – 46. Раманенкава, Г. Папоўніліся фонды музея [здымкамі і матэрыяламі пра сям’ю Маціеўскіх – унукаў І.Ф. Хруцкага, якія жылі ў Полацку] // Полацкі весн. – 1998. – 5 жн. Хацкевіч, Л. Муза Івана Хруцкага // Полацкі весн. – 2005. – 1 лют. Януш, І. Акадэмік жывапісу // Нар. слова. – 2005. – 8 лют. Рэпрадукцыі мастака ў перыядычных выданнях Хруцкі, І. Аўтапартрэт, 1880-ыя г.г.: алей // Мастацтва. – 2000. - № 11. – С. 30.: афсет ; 7 x 5 см. Хруцкі, І. Бітая дзічына, агародніна і грыбы, 1854 // Бел. гіст. часоп. – 2002. - № 4. – Укл. л.: афсет ; 8 x 11 см. Хруцкі, І. Кветкі і садавіна, 1839 // Гаспадыня (Хозяйка). – 1996. - № 10. - Укл. л.: афсет каляр. ; 11 x 16 см. Хруцкі, І. Нацюрморт (Плады), 1839: алей // Мастацтва. - 2000. - № 11. – С. 31.: афсет ; 8 x 10 см. Хруцкі, І. Партрэт А. Міцкевіча, 1850-ыя г.г.: алей // Мастацтва. – 2000. - № 11. – С. 33.: афсет ; 6 x 5 см. Хруцкі, І. Партрэт І. Булгака, 1838: алей // Мастацтва. – 2000. - № 11. – С. 33.: афсет ; 6 x 5 см. Хруцкі, І. Партрэт маладой жанчыны з кошыкам, 1835: алей // Мастацтва. – 2000. - № 11. – С. 32.: афсет ; 7 x 5 см. Хруцкі, І. Партрэт невядомай з кошыкам, 1838 // Гаспадыня (Хозяйка). – 1996. - № 10. - Укл. л.: афсет каляр. ; 17 x 25 см. Хруцкі, І. Плады і птушка, 1850-ыя г.г.: алей // Мастацтва. – 2000. - № 11. – 1-я с. вокл. : афсет каляр. ; 10 x 14 см. Хруцкі, І. Святы Казімір, 1849: алей // Мастацтва. – 2000. - № 11. – С. 34.: афсет ; 7 x 5 см. Выставы. Пленэры Волкова, И. О незаслуженно забытом: [о выставке, посвящ. художнику И.Ф. Хруцкому] // Витьбичи. – 1996. – 10 дек. Гунин, Н. Десять дней на родине художника: [о втором пленэре памяти Ивана Хруцкого] // Витьбичи. – 1997. – 30 авг. Дружкова, К. І зноў пленэр Івана Хруцкага: [пра ІІІ Міжнар. пленэр на Віцебшчыне] // Культура. – 1999. – 23 – 29 студз. – С. 5. Каленік, А. Памяці Івана Хруцкага: [аб выставе мастака] // Полацкі весн. – 1997. – 19 снеж. Малашэня, Л. У памяць пра Івана Хруцкага: [пра другі рэсп. пленэр, прысвеч. мастаку] // Нар. слова. – 1997. – 12 жн. Паньшына, І. Творы І.Ф. Хруцкага ў Польшчы // Мастацтва. – 2000. - № 2. – С. 20 – 22. Пастернак, Т. Пленэр имени Хруцкого // Нар. слова. – 1996. – 26 ліп. Пленэр памяти Ивана Хруцкого: [в Полоц. р-не] // Витеб. курьер. – 1997. – 30 июля. Соловьева, Т. Выставка двух пленэров [посвящённых Ивану Хруцкому] // Витеб. курьер. - 2000. – 19 дек. Степанская, Т. Вернисаж после пленэра: [о первом пленэре, посвящ. И. Хруцкому] // Нар. слова. – 1996. – 21 лістап. |